Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Статьи Байк Тандемная эпопея
Действия с Документом

Тандемная эпопея

Roman MorozovПоследнее изменение: 2010-07-19

Как это всё происходило

Теги: титан, тандем

Тандем на свадьбе

Тандем на свадьбе [Фото Сергея Шабанова]

Основная часть статьи была написана ещё в 2006/07 годах, однако так и осталась лежать в черновиках. Публикуется после доработок и накатаных километров 2010.



Сейчас уже сложно сказать, кому первому, мне или Евгении, пришла мысль о велосвадьбе, но то, что тандем сыграл в этом действии одну из ключевых ролей, несомненно.

Весной 2006 года, после простой в общем-то поездки Златоуст-Тургояк-Миасс, в ходе которой Женя, серьёзно перенапрягла колено, да так, что последние 10 километров до места стоянки, мы шли пешком, мысль о необходимости тандема для наших поездок стала очень и очень жизненной. Ибо такой ситуации, будь мы на одном байке, просто бы не случилось...

А вот для того чтобы обзавестись тандемом было три пути:

  • сделать его самим,
  • купить один из серийно выпускаемых каким-нибудь крупным велосипедным брендом, ну, скажем Cannodale, что продаёт "Веломир",
  • заказать раму (и обязательно из титана!) у одной из российских фирм, которые занимаются производством велосипедных компонентов и обвесить её самостоятельно, на свой вкус.

Первый вариант не нравился в первую очередь мне. Самовар, с проблемами в виде микроперекосов, недочётов, нестандартных размеров, ... и самое главное - из железа! А кто таскать эту чугуняку будет?

Второй вариант был уже получше. Тот же Cannodale. Останавливала цена аппарата. И то, что в Челябинск такие чудеса не возят, надо заказывать, с полной предоплатой и неясными сроками доставки. Даты - "ну через полгода" - совершенно не устраивали.

Третий вариант был намного более привлекателен. Однако - КТО? ГДЕ? КАК СВЯЗАТЬСЯ? После упорных поисков в интернете (важно ведь не только найти, но и проверить репутацию) мы вышли на нижегородскую фирму TiTerra, которая как раз и занималась изготовлением титановых рам как для обычных сольных велосипедов, так и для тандемов. Причём даже не столько на саму TiTerra, сколько на её российского дилера - Rockring. И 2006 год был годом, когда Титерра ещё не заработала себе дурную репутацию...


Реализация

Достаточно долгая переписка (около месяца) посредством емыла завершилась заказом рамы и компонентов. 50% предоплата, но жёсткий срок полной готовности изделия - тандем должен быть готов в середине августа.

Также в процессе переписки определились с основными характеристиками:

  • Рама 19"-15";
  • Линк между передней и задней системами идёт по малым звездам, что ограничивает число передач до 18, однако даёт возможность использовать широко распространённые комплектующие, потому как истинно тандемная система предустматривает отдельную пару звёзд слева для объединения передней и задней систем; сама по себе такая система - большая редкость;
  • Интегрированный в раму натяжитель цепи в виде эксцентрика;
  • Обе тормозные ручки обязательно у пилота (это предполагает длинную гидролинию для заднего тормоза);
  • Манетки у стокера;
  • Жёсткая вилка с креплениями под дисковую гидравлику;
  • Багажник, сделанный именно под эту раму и с учётом установки заднего дискового тормоза;
  • Дисковая тормозная гидравлика;
  • Вся навеска уровня Shimano XT.


Нижний Новгород. TiTerra

И вот, в середине августа я поехал в Новгород забирать аппарат. "Прямых" поездов Челябинск-Ниж.Новгодод нет, так что пришлось выезжать через Екатеринбург. Ехать было прикольно, вагон был полупустой, большинство народа (вахтовики) сошло в Екатеринбурге.

17 августа я прибыл в Новгород. Первым делом зашёл в ближайший киоск и купил карту города, а вторым - местную МТСовскую симку. Связался с офисом TiTerra. Они несколько удивились, сказали, что ждали меня дня через 2. Хмм. Странно, я же сам отправлял емыло с датой моего прибытия. Но тем не менее, всё готово, можно принимать аппарат. Немного поплутав по городу (прикольно, что местами старый, нагорный Нижний Новгород напоминает Златоуст), я добрался до конторы.

Первым меня встретил Станислав. Собственно, по большей части я общался с ним. Немного погодя в конторе появился Виктор Чугурин, директор фирмы. В те дни его время было расписано - как раз в эти дни в Нижний должны были приехать тандемисты из Европы, и он занимался организационными вопросами. Так что долго с ним пообщаться не удалось. А жаль.

Тем временем в мастерской веломагазина собирали тандем. Одним из основных условий было, что тандем быть полностью укомплектован, и не должен требовать "доводки". (По результатам первой обкатки в Челябинске "доводку" проводить всё же понадобилось, но это был больше тюнинг)

Из общения с титерровцами я узнал, что основной рынок их продукции не в России, где продаются только единицы процентов продукции фирмы. Эти единицы - несколько велосипедов сваренных и уже собранных стояли в конторе фирмы: и хардтейлы, и софттейл, и шоссер с колёсами радиальной спицовки... А месяц назад ещё один тандем уехал в Москву... Сейчас, складывая факты, даты, получается, что это был тандем Юрия Надеждина...


Обратно в Челябинск

А вот обратно в Че железная дорога на 2 или на 3 недели "организовала" прицепной вагон. Но этот прицепной вагон два раза по ходу движения в Челябинск перецеплялся к разным поездам и одни сутки отстаивался в Самаре где-то на запасных путях (в город хрен выйдешь)...

На посадке меня тормознули проводницы - по габаритам рама тандема превышала установленную норму в 180 см, так что пришлось оплатить грузовую квитанцию за не_габарит. Что-то около 50р. Причём, были ещё поползновения отправить меня на взвешивание, но этот номер уже не прокатил :-) ибо тандем есть велосипед, а велосипед есть спортивный инвентарь, который провозится бесплатно. Так что за негабарит я ещё согласен платить, а за всё остальное - нет!

Тандем в чехле спокойно поместился на третьей полке плацкартного вагона (старого вагона! в новых сделаны перегородки и что-то длинное на третью полку засунуть не удасться).

И потом целых 2 суток я ехал в прицепной душегубке - тройной стеклопакет, окна не открываются, жара, полный вагон, долгие часы в ожидании состава, к которому нас прицепят...

В час дня поезд добрался до Челябинска. От вокзала до дома было бы разумно тандем катить, но при отсутствии шестигранников сборка до катимого состояния было невозможна. Так что пару км я шёл с рамой на плече :-) Видок был ещё тот, особенно когда порывы ветра начинали меня разворачивать вместе с укутанной в материю рамой (парусность просто офигенная!) :-)

Дома сборка тандема много времени не заняла: воткнуть на место вилку, подседельные штыри, рули, поставить колёса...


Тест-драйв

Вечером мы поехали испытывать этот агрегат. Первые десять метров было трудно - у всех свой опыт вождения и каждый сам себе пилот. Потом тронулись на "раз-два-три". По ощущениям было похоже на попытку тронуться с огромным баулом на багажнике обычного байка (это мои ощущения, как сидящего спереди. У Евгении ощущения были совершенно другие: "еду кое-как, дороги не вижу, руль не поворачивается и тормоз отобрали!"). Потом надо было научиться принимать в расчёты радиус поворота/вынос кузова и всё такое ;-) Ещё некоторую напряжённость привносили неприкатанные/непритёртые тормоза (хотя за первый день мы это положение исправили). Вообще, гидравлика даёт фантастический контроль над таким тяжёлым велосипедом. Разгоняется тандем не так быстро, как обычный кросскантрийник, но уверенно, и скорости, максимальные для "сольного" байка (35-45 км/ч), не кажутся чем-то, что достигается сверхусилиями.

Выработали свою систему координации действий :)
"Стоп" - прекратить вращение педалей
"Торможу"/"Остановка" - останавливаюсь
"Поворот влево"/"Поворот вправо"
"Передача вверх"/"Передача вниз"
"Яма!", "Рельсы!" - впереди препятствие, приготовиться к тому, что будет трясти (к слову, трясёт стокера весьма жестоко, поскольку сидит практически на заднем колесе)
ну и тому подобное...

Выявилась проблема забалтывания ног при быстром педалировании - я привык ездить на контактных педалях с высоким каденсом (передача 2-5 у меня соответствует скорости 21-27 км/ч) и, даже, когда еду на обычных топталках, педали по привычке кручу весьма быстро, для Евгении же, такой темп слишком высок. Думаю, что когда перейдём на контактные педали, этой проблемы не будет. :)

За два первых дня катания выявили несколько недочётов:

  • задний подседельный штырь не убирался в трубу, упираясь в гайки для крепления велофляжки (внутри подседельной трубы), поэтому не было возможности подстроить высоту заднего седла
    решение: штырь обрезали на ладонь болгаркой (пилили долго - хорошие штыри делает TiTerra :-) );
  • не смотря на низкий вес, болты в качестве зажимов для подседельных хомутов не очень удобны - запаривает каждый раз за шестигранником в рюкзак лазить
    решение: заменили болты в подседельных хомутах на эксцентрики;
  • очень короткие рубашки тросов от манеток до рамы -> нет возможности приподнять руль стокера,
    контроль над байком должен быть все-таки у пилота
    решение: перенесли манетки на руль пилота с удлинением тросов;
  • непрокачана гидролиния заднего тормоза
    решение: прокачали гидролинию (качали очень долго и тщательно, но тем не менее ручка заднего тормоза до сих пор "ватно" себя ведёт,- похоже, что это фича всех длинных гидролиний);
  • иногда по ошибке на ходу сбрасывали передний переключатель на первую звезду, по которой идёт линк между системами
    решение: настроили передний переключатель так, чтобы у него рабочим пространством были только 2 и 3 звёзды;
  • крепление для третьего тормоза (ви-брейков) на раме предусмотрено, но нет направляющих для тросика/гидролинии;
  • чрезмерная длина гидролиний, что их можно было навивать кольцами
    решение: укоротили гидролинии перед прокачиванием;
  • ширины кросс-кантрийного руля (540 мм) не хватает для комфортного управления тандемом, сюда просится широченный фрирайдный руль
    решение: переставили широкий руль Truvativ XR 31.8 мм, 640 мм + вынос Truvativ XR 3D с байка, а на него воткнули титановый TiTerra, интегрированный с выносом, 540 мм. В итоге - на сольном байке, у которого основное назначение - кросс-кантри, лёгкий кантрийный руль гораздно уместнее, а на тандеме же - самое место широченному рулю;
  • наличие амовилки здорово бы облегчило жизнь пилоту, однако, попробую привыкнуть, в конце-концов эта вилка тоже имеет преимущества - абсолютное отсутствие раскачки :-) ;
  • наличие амортизирующего подседельного штыря смягчило бы жизнь стокеру ;-) Однако, это осложняется тем, что диаметр подседельника малораспространён - фича Титерры использовать такие размеры
    решение: через год на ебее куплен рокшоковский подседельник под распространённый диаметр 27.2 мм и переходник с диаметра на диаметр;
  • на переднюю систему хорошо бы поставить рокринг - были по началу попытки переезда поребриков, отдельно взятых камней и т.п. (на "сольном" байке ведь это же не препятствие?!);

В общем, хоть и тандем был готов использованию, но, тем не менее, требовал доработки. Доводкой аппарата занимался Валентин Пеньковский. За что ему - огромнейшее спасибо.


Последующие выезды открыли ещё некоторые

Тайны управления

Нынешний вид тандема

Тандем. Нынешний вид

  1. На скоростях за 35-40 км/ч, очень отчётливо ощущается, как при педалировании, рама начинает изгибаться. Рама также ощутимо пружинит при входе в крутой поворот и "выдаёт" при выходе из оного. Прохождение змейки на скорости требует опыта.
  2. Вдвоём по раскисшей глинистой дороге ехать сложно - переднее колесо так и норовит уйти в боковое неконтроллируемое скольжение. Стокеру приходится в таком случае спешиваться. И только после этого на тандеме можно проехать сложный участок. Возможно, проблема решиться после замены передней сликовой покрышки на зто-то зубастое, но с хорошим накатом - на Panaracer Dart, к примеру.
  3. Для вождения тандема от пилота требуется гораздо больше внимания - теперь уже не порассматривать пейзажи, проносящиеся мимо, показания велокомпа можно воспринимать только переферийным зрением (может его перевесить на руль стокеру? хоть какое-то развлечение будет!..)
    Добавление спустя пару лет: После приобретения опыта вождения времени опять таки стало на всё хватать - и головой покрутить, и пейзажи порассматривать... :-)
  4. Низкая посадка для стокера некомфортна - он сидит практически уткнувшись лицом в спину пилоту. Ну а пилот, в свою очередь, лишается свободы манёвра - привстать, свеситься и т.п., т.к. может задеть стокера. Решение в конце концов было найдено - добавить на руль стокера длинные изогнутые рога, установленные внутри руля рогами к стокеру, что он (вернее она :-) ) может сесть в практически прямой посадке.
  5. Занятость малых звёзд систем под цепь синхронизации приводит к тому, что в уральские горки местами весьма тяжко заползать - передачи то отсуствуют.
  6. Эксцентрик, контроллирующий натяжение синхроцепи необходимо периодически (раз в 500 км) подкручивать ибо он потихоньку самопроизвольно раскручивается.
  7. После полумесяца активного катания сочетания "44-11" для ровной дороги перестаёт хватать.