velochel.ru

Форум челябинских велосипедистов

Текущее время: 01 май 2024, 22:17

Часовой пояс: UTC + 5 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Полезные советы с семинара ВелоТурПодготовки Екб
СообщениеДобавлено: 27 фев 2009, 16:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 апр 2008, 14:50
Сообщения: 896
Откуда: Челябинск
Реальное имя: Виктор
http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f= ... 6&t=163306

Семинар по ВТП-2009 #163486

Автор: VAV58
Дата: 26 Фев 2009 01:14

Обещал выставить на ознакомление тезисы лекции "Опасности велосипедизма мнимые и действительные".
Опасности велосипедизма мнимые и действительные.
1. Туризм – это спорт или «отдых»?
2. Потеря влаги в организме.
3. Последствия температурных изменений.
4. Необычная нагрузка на колени.
5. Грунтовые дороги.
6. Сверхскоростные передвижения.
7. Сильный боковой ветер.
8. Попадание инородных тел в глаза.
9. Ушибы и травмы при падениях.
10. Поломки оборудования.
11. Питание.
12. Неполноценный отдых.
13. Одежда.
14. Обувь.
15. Аллергические реакции.
16. Обострение индивидуальных хронических заболеваний.
17. Различные фобии.
18. Ориентирование на местности.
19. Клещи и другие вредные насекомые.
20. Весенние пожары.
21. Опытные туристы в группе.




1. Туризм – это спорт или «отдых»?
Могу судить об этом только по своему опыту десятка первых разрядов в различных видах спорта и уровня кандидата в мастера спорта по туризму. Туризм – это спорт! Как многим трудно понять, что спортивного в шахматах или в художественной гимнастике. Так и о туризме, не вникая в суть и не занимаясь им, трудно делать выводы. Многие, очевидно, путают спортивный туризм с плановым туризмом по путевкам – вот это, действительно, отдых. Такой туризм доступен любому здоровому человеку без предварительных тренировок. Раз вы читаете эти строки и занимаетесь велотуризмом – значит, вам этот вид нравится. Кто-то соревнуется в скорости преодоления стометровки, кто-то преодолевает 42 км, кто-то соревнуется в поднятии тяжестей. Я бы сказал: «О вкусах не спорят»! Каждый выбирает вид спорта по своему вкусу. А вот спортивный туризм, как и любой спорт, требует тренировок, теоретической и технической подготовки. Раз со спортом разобрались, перейдем к теме разговора.
Главная опасность велосипедизма в его доступности. Купил, занял у приятеля и гони по дорогам с ветерком. Любой может, без подготовки, с доступной скоростью катать по разным дорогам и тропинкам. Если заниматься по 30-40 минут в день, то ничего неприятного не произойдет. Здесь речь пойдет о случаях передвижения на велосипеде в течение нескольких часов в день и несколько дней подряд, то есть путешествие на велосипеде с грузом необходимых вещей и по дорогам различного качества.
2. Потеря влаги в организме.
У велотуриста, как и у любого человека, совершающего движения, происходит выделение тепла. Особенно интенсивно это происходит при передвижении на аппаратах типа велосипед по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Чтобы предотвратить перегрев тела, организм выделяет необходимое количество пота, при испарении которого происходит охлаждение тела спортсмена. В таком процессе и заключена терморегуляция организма спортсмена. Если велотурист двигается на велосипеде в течение нескольких часов, даже со средними нагрузками, то выделение пота, и соответственно его постоянное испарение может быть настолько большим, что изменения, происшедшие в организме начинают сказываться на самочувствии спортсмена. Чрезмерная потеря влаги организмом сказывается, прежде всего, на работоспособности. Потеря 1% влаги от веса спортсмена приводит к вялости, апатии. Потеря 2% влаги – может привести к нарушению координации, а это опасно при езде на двух колесах по трассам с оживленным движением автотранспорта. Потери 3% влаги ведут к необратимым изменениям в организме спортсмена и в его здоровье, которые в дальнейшем могут привести даже к инвалидности. Повышенной потере влаги из организма способствует обдувание велосипедиста встречными потоками воздуха. Даже при отсутствии встречного ветра, собственная скорость достигает 20 – 50 км/час.
Влажности подвержены три части замкнутой системы: тело спортсмена, одежда, окружающая среда. Влажности всех частей системы взаимосвязаны между собой. При испарении влаги с одежды могут возникнуть местные переохлаждения. Особенно нежелательны переохлаждения поясницы, ступней, грудной клетки, коленей.
3. Последствия температурных изменений.
Выше мы уже вывели причины повышения температуры тела спортсмена. Теперь, поговорим о том, к чему это приводит. Повышение температуры тела организм компенсирует потовыделением, выделенный из тела пот смачивает одежду, тем самым, увеличивая ее влажность. При испарении влаги с одежды также происходит (по закону физики) охлаждение тела спортсмена уже через одежду. Но при низкой температуре окружающего воздуха влажная одежда может стать причиной переохлаждения велосипедиста. (Из строительной физики известно, что увеличение влажности материала на 5% приводит к снижению теплоизоляционных свойств материала одежды на 50%). При остановках необходимо выбирать место для отдыха на безветренном участке дороги или заходить в лес, а также надевать на время отдыха теплую одежду.
Таблица холодовых ощущений спортсмена в зависимости от скорости ветра или движения
t
v 9км/ч 18 км/ч 27 км/ч 37 км/ч 46 км/ч 55 км/ч 65 км/ч 74 км/ч 83 км/ч
-29°С -32 -43 -50 -55 -58 -61 -63 -64 -65
-26°С -29 -40 -46 -51 -54 -57 -59 -60 -61
-23°С -26 -36 -42 -47 -50 -53 -55 -56 -57
-20°С -23 -32 -38 -43 -46 -49 -50 -51 -52
-18°С -20 -30 -35 -39 -42 -45 -46 -47 -48
-15°С -17 -26 -31 -35 -37 -40 -41 -42 -43
-12°С -14 -22 -27 -31 -34 -36 -37 -38 -39
-9°С -11 -16 -23 -27 -30 -31 -32 -33 -34
-7°С -8 -16 -20 -23 -26 -28 -29 -30 -31
-4°С -5 -12 -16 -19 -21 -23 -24 -25 -26
-1°С -2 -8 -12 -15 -17 -19 -20 -21 -22
2°С 0 -5 -8 -11 -13 -14 -15 -16 -17
4°С 3 -3 -5 -7 -9 -10 -11 -12 -13
7°С 6 1 -1 -3 -5 -6 -7 -8 -9
10°С 7 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 -6

При жаре и высокой влажности окружающего воздуха несколько уменьшится охлаждение тела за счет испарения, особенно при низкой скорости езды. В таком случае необходимо следить за возможным перегревом тела спортсмена, который чреват тепловым ударом, а он в свою очередь, не менее опасен, чем переохлаждение.
4. Необычная нагрузка на колени
Современный человек, говорят, появился на планете около 60 тысяч лет назад, а на велосипед он сел всего чуть более 100 лет назад. Правильный вывод о том, приспособлены ли у нас колени к вращательным движениям на велосипеде, может сделать каждый. Могу поделиться своим печальным опытом. Начал ездить на велосипеде с шести лет. В 18 лет закончил профессионально заниматься легкой атлетикой. В самый пик своей спортивной формы совершил первый поход на велосипеде. Закончился тот поход печально: искусанными от боли в коленях губами и стойким отвращением к велосипеду. Следующая встреча с велосипедом состоялась лишь через 35 лет. Тренированность в других частях организма не освобождает от неприятных ощущений в коленях после длительной разлуки с велосипедом. Не зря пишут в умных книгах, что при подготовке к походу необходимо «накатать» на тренировках расстояние кратное двум трем походным. Специалисты рекомендуют педалировать (крутить педали) с постоянной скоростью (каденсом) близкой к 100 об/мин и с небольшим усилием. Рекомендуют переходить на контактные педали, что увеличивает возможности велосипедиста на 20%. Кроме механических нагрузок, на колени воздействуют холодные потоки воздуха. Колени – это такое место организма, которое, чаще всего, мало защищено мышечной массой или жировой прослойкой. Они первыми встречают холодный воздушный поток, что часто приводит к их переохлаждению и, как следствие, к замедленному выделению смазывающей жидкости в коленном суставе. Рекомендуется применение наколенников или специальной велоодежды. Сердце кровью обливается, когда видишь велосипедистов в джинсах. Уж очень много вокруг меня проходит велотуристов с нешуточными проблемами в коленях. Особенно нужно быть внимательным тем, кто раньше ничем спортивным не занимался. У таких велотуристов процесс адаптации происходит намного сложнее и дольше, чем у тех, кто когда-то занимался…, ну хоть бальными танцами. И в течение сезона, после даже двухнедельных перерывов в катании, необходимо опять «вкатываться» в велосипедные нагрузки.
5. Грунтовые дороги.
Грунтовые дороги опасны непредсказуемыми, внезапными нагрузками на коленные суставы. Я бы вообще не рекомендовал участие в весенних походах «подснежникам». На весенних грунтовых дорогах невозможно ехать накатом с постоянным каденсом. Поэтому настойчиво рекомендую вкатываться в сезон по асфальтированным дорогам, постепенно увеличивая нагрузки.
6. Сверхскоростные передвижения.
Для каждого спортсмена существует своя максимальная скорость, выше которой в данный момент ехать не рекомендуется. А в группе даже самой малой (из двух человек) более медленный участник тянется за быстрым, и незаметно переходят грань допустимой скорости. В пылу погони порой забывают или не успевают следить за «водным балансом». Происходит наложение двух угнетающих силы составляющих: излишняя потеря воды в организме и физическое перенапряжение. Отстающему стоит умерить свой пыл и попросить более сильного напарника подвести «на колесе». Очень часто в группе преобладают азарт и «гоночные» настроения. Как говорят "спортсмены" не дистанция убивает или выбивает, а неправильно выбранный темп. Иногда, наускоряясь с утра и «забив» мышцы, потом целый день плетется такой «гонщик» в хвосте группы, а на другой день с трудом втягивается в рабочий ритм.
7. Сильный боковой ветер.
Сильный боковой ветер, особенно на трассе с большим движением большегрузных автомобилей. После проезда автомобиля с подветренной стороны мимо велосипедиста, может резко бросить велосипед к осевой линии. Особенно это не привычно и опасно для новичков. Можно потерять равновесие и упасть, на скорости – это чревато травмами.
8. Попадание инородных тел в глаза.
Глаза это один из самых главных органов для велотуристов. Пыль, мошки, ветер, солнце. Солнце особенно опасно весной и на высоте, а также отраженное от снега и мокрого асфальта. На весеннем солнце можно получить ожег не только глаз, но и губ, ушей и носа. Как-то в апреле из-за ожогов, полученных на весеннем солнце, мог сорваться поход IV к.с., а ведь постоянно просил прикрыть части тела, непривычные весеннему солнцу.
9. Ушибы и травмы при падениях.
Падения происходят от переутомления или большой потери воды в организме, когда снижается координация. От переоценки своих возможностей. Излишней самоуверенности. Причиной падений могут быть грипшифты, неисправные тормоза, переключатели, изношенные покрышки. Однажды, мог послужить причиной падения – боковой ветер, на пустынной грунтовой дороге Арша – Белорецк. Всем начинающим велотуристам следует хорошо запомнить, катание на «пустом» велосипеде и на велосипеде с приличным баулом – «две большие разницы».
10. Поломки оборудования.
Сломанные части велосипедного оборудования, естественно, могут послужить источником повышенной травмоопасности. Но, если поломки не создадут аварийную ситуацию, то испортят настроение многим участникам, тем самым испортит психологический климат в группе. Оборудование, стоящее на велосипедах (его качество) должно соответствовать погоде, сложности маршрута, стилю и тактике группы. Был случай – одного из участников доводил до исступления звук недостаточно смазанной цепи. «Так и срываются эксперименты по износу цепи без смазки».
11. Питание.
Зачастую и питание может стать источником напряженности, как для любого члена группы, так и группы в целом. Недаром на должность завхоза группы назначают одного из самых опытных и ответственных участников. Руководителю необходимо внимательно следить за состоянием каждого участника (в походе он осуществляет это через медика). Практика показывает, что у любого члена команды в любое время может наступить такой момент, когда невозможно заставить себя «ехать по прямой». Такие моменты чаще всего происходят именно в велосипедном туризме и именно в нем они наиболее опасны. Причем иной раз трудно диагностировать – от чего конкретно наступило такое состояние. Причин может быть сразу три. Перенапряжение вследствие завышенного темпа, недостаток воды в организме, просто голод. Считается, что спортсмен «поплыл», «заголодал». И, действительно, бывает достаточно выпить несколько глотков сладкого чая, зажевать пряник, и через 5 – 10 минут «покатит». Но для руководителя и для самого участника – это острый сигнал. Пора делать остановку, для принятия пищи или для ночевки. У каждого участника для профилактики должен быть дневной запас «быстрой подпитки»: шоколад, конфеты, сухофрукты, орешки, глюкоза, энергетические батончики. По вкусу и по возможностям. Такой запас позволит дотянуть до привала. Недавно подслушал разговор одного опытного туриста. Дескать, что приготовят, то пусть и едят (в оригинале – жрут). В сложном походе разнообразное питание может стать дополнительным источником «вдохновения».
12. Полноценный отдых.
Усталость в многодневном походе накапливается, причем как физическая. Так и психологическая. Через три-четыре дня похода необходимо организовывать дневку или полудневку. Причем ориентироваться необходимо на самого слабого участника. Планировать маршрут таким образом, чтобы была возможность сменить и обстановку и род деятельности. Сходить на рыбалку, сделать восхождение на вершину, сходить на разведку, устроить фотосессию.
13. Одежда.
Качество и количество одежды может не только доставить огромное удовлетворение при совершении категорийного путешествия, но и послужить источником немалых огорчений и может быть опасности. Опасен, может быть как перегрев, так и переохлаждение. О прочности и легкости одежды при современном уровне предложений на рынке говорить не приходится. Одежда должна надежно сохранять тепло в холодное время года и, наоборот, отводить тепло в жаркое время. По законам физики – эти свойства взаимоисключающие. В дождь одежда не должна пропускать воду к нижним слоям, а в жару или при резком потовыделении как можно быстрее выводить пары пота из нижних слоев одежды наружу через наружный слой одежды. Мембранные ткани теоретически позволяют сочетать последние два свойства. Но все упирается в цену вопроса. Российские подделки могут сильно разочаровать. Ни одна приличная зарубежная фирма не отдаст часть своих прибылей, и поэтому шьют одежду сами по соответствующей цене. Свойства термобелья, среднего и наружного слоев хорошо освещается.
14. Обувь.
В летнее время, в сухую погоду больших проблем с обувью не бывает. Была бы тверда подошва, да был бы не скучен путь. А вот в сырую, да в холодную погоду трудно подобрать безопасный вариант. Ехать в сапогах? Подошва большинства из них – мягкая, что дополнительно приводит к переохлаждению ступней. Можно даже при положительной температуре застудить ноги. Предлагаю подобрать легкие сапоги с твердой подошвой, а ботфорты пришить из легкой непромокаемой ткани. Зимой в холодную погоду на ботинки надевать лыжные бахилы.
15. Аллергические реакции.
В весенний период во время цветения различных растений у некоторых участников могут возникнуть различные аллергические реакции. Укомплектовать аптеку в наше время соответствующими препаратами трудностей не составляет. Руководитель должен добиться от участников полного доверия, и участникам необходимо сообщать о своих особенностях.
16. Обострение индивидуальных хронических заболеваний.
Под действием походных нагрузок и при недостаточной тренированности, могут обостриться имеющиеся хронические заболевания. Толчком для обострений могут послужить резкая смена климата, повышение высоты нахождения группы, употребление сырой воды.
17. Различные фобии.
Руководитель просто обязан знать все особенности участников похода, особенно многодневного. Один может бояться воды или молний, дугой скорости, третий замкнутого пространства или сильного ветра.
18. Ориентирование на местности.
Само ориентирование опасности не представляет, а вот неумение ориентироваться может создать непредвиденные острые ситуации. Причинами могут быть слабые познания, отсутствие опыта и навыков, ненадежные приборы. Некоторые историки считают, что более 10% потерь в войне произошло из-за неумения ориентироваться. А порой бывает и так, есть опытный штурман, надежный прибор, а группа заблудилась. В таких случаях не стоит излишне драматизировать ситуацию. Такое порой случается даже с очень опытными штурманами.
19. Клещи и другие вредные насекомые.
Садясь на велосипед и отправляясь в поход не надо забывать о различных неприятных насекомых, грызунах, рептилиях. Прошлым летом немало неприятностей доставили оводы и слепни. А вот клещи стали пугалом для весенних походов. Лучшее средство – профилактика. Съехал с шоссе закрой все закрытые места на теле. Пошел за дровами – закрой капюшоном голову. Вышел из леса – проведите осмотр одежды или попросите товарищей. Да в туризме никого и просить не надо – товарищ сам подбежит и посмотрит (чай, не в хоккей играем). Какие бы не продавали вакцины от «клеща», делают их и хранят люди. Даже если прививка поставлена вовремя, даже если она хранилась при должной температуре (+/- 0,5˚С), никто не гарантирует, что он защитит от вашего вида клеща. Не помешает наличие гаммаглобулина в аптечке или пропить йодантиперин по рекомендуемой схеме.
20. Весенние пожары.
На эту тему трудно сказать что-то новое. Опасны костры весной тем, что новая трава еще не выросла, а прошлогодняя, как порох. Зря костер не разводи, развел – не оставляй без присмотра, перед уходом из лагеря необходимо тщательно залить его. Были случаи, когда ветер раздувал якобы потушенный костер. Очень рекомендуется подъезжать, не лениться, и тушить чужие непотушенные костры. Бывало и такое, что могли пострадать от чужого костра, на минуту оставленного без присмотра. Еще был свидетелем, как разгорелся лесной пожар от непотушенной сигареты, и спас нас лишь сменивший свое направление ветер.
21. Опытные туристы в группе.
Как ни странно, а именно опытные туристы, точнее туристы средней туристической подготовки могут стать источником опасности. Это участники, которые набрали, на их взгляд приличный опыт и теперь они просто обязаны высказывать свое мнение направо и налево, не особо заботясь о последствиях. Так и создаются конфликтные ситуации.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Полезные советы с семинара ВелоТурПодготовки Екб
СообщениеДобавлено: 27 фев 2009, 16:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 апр 2008, 14:50
Сообщения: 896
Откуда: Челябинск
Реальное имя: Виктор
Кстати, кто хочет поучаствовать в серьёзном походе на майские, можно обращаться сюда:

http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f= ... 3&t=163243


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Полезные советы с семинара ВелоТурПодготовки Екб
СообщениеДобавлено: 11 мар 2009, 08:11 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2008, 21:37
Сообщения: 3631
Откуда: Северо-Запад
Велосипед: Белый
Реальное имя: Дмитрий
Стиль катания: Пузатый матрасинг
Способ связи: +7 982 308 5562
Обсуждение по п.19 (клещи) перенес в соответствующую тему, предлагаю дальнейшее обсуждение по этому вопросу производить там же viewtopic.php?f=33&t=42

_________________
Я в Живом Журнале, вКонтакте
Фотосообщество Дикая природа Южного Урала
Внедорожные туры по Южному Уралу Территория Южный Урал


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 5 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.017s | 14 Queries | GZIP : Off ]