6 маяВтроем (Я, Аня, Дима) доехали на авто до Карталов. Выехали в 8, были там примерно в 12:15 Машину оставили у дома родственников Кости, который приехал сюда с семьей еще вчера. Спасибо им большое, еще нас покормили голубцами. На маршрут вышли примерно в 14:00. По пути заехали в Магнит за хлебом и печеньем. Город маленький, закончился быстро. Дальше пруд объехали слева через поселок Родники. В сторону Анненского сильный встречный ветер и тягун. Еду на 1-3, 1-4. Дорога - асфальт неплохого качества. Перед Анненским остановились на фотосессию:
В селе колонок нет, воду нам набрали в магазине - спасибо продавцам. Возле магазина церковь:
Поехали за пруд, где любят отдыхать местные. Речку перешли по пешеходному мостику:
За прудом начинается красивый сосновый бор:
По дороге встречаются цветы сон-травы, уже несколько пожухли:
Возле пруда отдыхает компания местных на авто. Рассказали нам как выехать на дорогу в сторону Парижа. Описание полностью совпало с нарисованным треком в GPS. Когда-то ездили сюда в пришкольном лагере летом. По обрывкам в памяти место именно то. Больше 30 лет прошло...
После пруда едем на юго-запад через бор. Проезжаем мимо детского санатория:
Пересекаем реку по плохонькому мосту. На машине здесь проехать получится ли - еще вопрос, даже на Ниве. А на велосипедах, легко. Дальше выезжаем на полевую дорогу в сторону Парижа. Как выяснилось далее, она одна единственная. Здесь нет ни машин, не людей. Только ярко-зеленые ящерки дорогу перебегают.
Вспархивают немаленькие птицы, возможно куропатки или глухари. Ветер так и дует в морду, едем неспешно. Дорога здесь идет через болота, затопленный березовый лес и через опушки соснового бора.
После проезда брода:
На ночлег встали возле небольшой речки, под лиственницами.
Разожгли костер, но готовили на газу. Заодно потестировали различные типы переходников на цанговые баллоны. Тот, который со шлангом работает не очень - если прибавить газу, то языки желтого пламени. А вот безшланговый идеально, но нужно копать ямку под баллон, чтоб не кувыркнулся вместе с кастрюлей. Еще, как оказалось, не все баллоны работали с переходником со шлангом. Посуду помыли в речке, но воду для ужина из нее не набирали. Поздно вечером по дороге в сторону Парижа проехала Нива. Больше машин от Анненского до Парижа мы не видели. Один клещ был обнаружен в палатке и успешно выброшен. Ночью было прохладно, но не замерзли.
Итоги дня: проехали 43 км. Потерь нет. Сухо, прохладно, сильный встречный ветер. Дороги: Карталы-Анненское - асфальт (не считая объезда через Родники, там грейдер), Анненское-место ночлега - полевая дорога.
7 маяПервый ночлег в походе у нас уже по традиции - спим до упора. Поэтому встали только в 10. Костя, однако, просыпался в 5 утра и видел косулю возле речки. Нашли несколько клещей. Завтракаем и едем дальше. Мордодуй продолжается. Пейзажи вокруг становятся все более зловещими. Ну и попались остатки косули, - возможно, волка или рыси работа. Погибшие березы, огромные поля обгорелых пней.
Видно, что здесь были жуткие лесные пожары. Сейчас выгоревший лес просто спиливают и вывозят. Дальше на одном из таких полей мы увидели вагончик и вдалеке базу. Предположительно, тех, кто как раз этот лес и выпиливает. Скорей всего туда и проехала вечером Нива.
Начиная с этого места дорога становится похуже, и видно, что по ней давно никто не ездил. Видели косуль. Встретилось одно поваленное дерево, которое не обойти, из-за болота по сторонам от дороги. Перетаскиваем велосипеды:
Опять поля обгорелых пней:
Дальше выезжаем на дорогу Мочаги-Париж и поворачиваем на север. Здесь уже виды поприятнее. И мордодуя нет.
Косули снова встречаются. Проезжаем небольшой поселок лесничества. Возле домов - ни души, только сообаки лают.
Прибываем в Париж. Тихая парижская жизнь:
Но Эйфелева башня есть, как и положено Парижу:
Есть и свой
Лувр музей (закрыт на висячий замок) и магазины, а может быть и салоны красоты
Дальше заправляемся водой и едем в сторону Джабыка. Дорога - грейдер, как выяснилось, никакого асфальта здесь в помине нет:
Через несколько километров встаем на поздний обед в сосновых лесопосадках:
Дальше не напряжно доезжаем до Джабыка. Заливаем воду на колонке возле вокзала. Потом заехали на карьер. Довольно большой и красивый:
После пересекаем железную дорогу по переезду и едем в сторону Новокаолинового. Пора бы уже вставать и на ночлег. Встали у красивого пруда на реке Зингейка:
Там столик со скамейками есть, где мы и поужинали:
В самый разгар ужина на пруд приводнилась пара лебедей. Причем, прямо возле нас. Но пока Аня сбегала за фотоаппаратом уже уплыли далеко, да и в такие сумерки уже ничего путного не получилось:
Ночевка была самая холодная, здесь пригодилась теплая одежда. Вставать возле большой воды в мае - не самая лучшая идея.
Итоги дня: проехали 50 км. До дороги Мочаги-Париж - сильный встречный ветер, далее боковой или были прикрыты от ветра лесом. Прохладно, сухо. Дороги: место ночлега-Париж - полевая дорога. Париж-Джабык-место ночлега - грейдер.
8 маяПоскольку хорошо выспались вчера, сегодня встали в 7:15 После завтрака выехали примерно в 10. Становится теплее, оделись полегче. Дорога от Джабыка до Еленинки - грейдер, засыпанный белой пылью. Здесь самосвалы возят какую-то белую породу, возможно мраморную крошку. Машины поднимают прилично пыли, хорошо, что их здесь немного. И эта белизна закончилась перед Еленинкой, на том спасибо. Возле этого села и находится комбинат по добыче мраморной крошки. От Еленинки до Новокаолинового асфальт и расстояние очень небольшое. В Новокаолиновом смотрим карьер с бирюзовой водой:
Воздух возле ГОК напоминает Карабаш, но горло не дерет. Короче, ГОКи и здесь. Видимо это и есть будущее страны
От Новокаолинового до Запасного грейдер. Машин еще меньше, снова начался сосновый бор. В Запасном готовят к сезону детский лагерь отдыха:
Пересекаем железную дорогу по переезду, набираем воду на колонке. Заехали за хлебом и газировкой в магазин возле вокзала. Фотосессия с паровозиком:
По дороге на карьер попадаются вот такие знаки:
Сам карьер, очень большой. Летом, похоже пользуется популярностью.
Дальше нам нужно проехать от Запасного к самой дальней бывшей ШПУ (шахтно-пусковая установка) ушедшей в историю 59 ракетной дивизии. Здесь у меня были сомнения, что везде будет укатанная дорога. Так и вышло. Пересекаем железную дорогу под мостом. Там немного затоплено водой и ехать было страшновато. Но все проехали без приключений. Дальше еще один брод возле небольшого пруда:
Пока хорошая полевая дорога. Но через несколько километров нужно сворачивать налево. А дороги толком нет - заросла. Едем дальше, пытаемся найти свороток в нужном нам направлении. Проехали пару километров по едва заметной в траве колее. Дальше снова неплохая полевая дорога, местами идет через березовый лес:
Там видели большущего зайца. Дорога ведет в село Акмулла, как выяснилось. Не доезжая 3-4 км до деревни в поле паслось стадо коров. Так они наперегонки с нами побежали. И так бежали до самой деревни, то отставая, то снова догоняя нас. Что ими двигало - трудно сказать. Может за инопланетян нас каких злобных приняли и бежали спасать свою деревню
С коровами был один козленок-подросток. Как-то он попал в
дурную компанию коровье стадо - загадка. Может быть трудное детство
Возле деревни он уже чуть не падал и задыхался. Вообщем, все стадо в деревню прибежало с нами
Дальше начинаем искать дорогу, чтоб нам сегодня попасть на заброшенные военные объекты. В SAS4Android на телефоне нашел полевую дорогу от Акмуллы до бывшей военной дороги. Довольно укатанная оказалась. Но по пути попался один брод через болото. Благо, не широкое, и местами можно перешагнуть:
Стряхиваем очередных клещей. Здесь уже больше степь, и отдельные перелески. Но на очередной поздний обед встали в лесу из молодых сосенок через неcколько километров. Клещи и здесь есть. Выехали уже в 6 вечера. На военную дорогу вышли, едем в сторону дальней ШПУ:
Пришлось сделать небольшую радиалку на пару километров от перекрестка бывших военных грейдеров.
От ШПУ осталась небольшая ямка, куча камней и торчащий из земли кабель. Больше ничего.
Дальше едем в сторону командного пункта позиционного района. По пути у меня разваливается замок цепи вхлам, достаю из коробочки новый. Задний тормоз тоже не в порядке. Как выяснилось уже дома, откололся кусок колодки.
Находится бывший командный пункт не далеко от села Красный Яр. То, что осталось от этого объекта - развалины здания, и ангар для техники - захвачено непонятными людьми под свои нужды.
Стоит шлагбаум, экскаваторы и ульи. Собака лает и вышел мужик, который сказал что здесь давно ничего нет (спасибо, кэп). Дальше, едем в Красный Яр за водой. Возле деревни холодище жуткий. Сам Красный Яр выглядит неплохо, но сельхозтехники на улице, как в советские времена не видно. Колонку нашли. Встаем в ближайшем сосновом лесу, находится на пару километров повыше деревни по полевой дороге в сторону Вишневки. Здесь гораздо теплее. Ужин уже впотьмах.
Итоги дня: проехали 68 км. Потери - замок цепи у меня и тормозная колодка. Погода - тепло, солнце припекает, ветер попутный. Дороги: место ночлега-Еленинка - грейдер, Еленинка-Новокаолиновый - асфальт, Новокаолиновый-Запасное - грейдер,
Запасное-Акмулла-бывшая военная дорога - полевые дороги, бывшая военная дорога до Красного Яра - грейдер, Красный яр-место ночлега - полевая дорога.
9 маяЗавтракаем, выбрасываем очередных клещей и едем смотреть останки вертодрома. Там разрушено почти все до основания, остался только скелет одного из зданий:
Очень грустно стало, когда-то с матерью летал отсюда в Ясный. Едем смотреть заброшенную ТРБ (техническая ракетная база). Здесь собирали и заправляли ракеты, также была учебная ШПУ. Очень большая территория, даже больше чем заброшенная база ПВО возле Пашнино. Здесь еще не все разломали. Судя по сохранившимся воротам и висящему на них замку, собираются делать это и дальше. Здание, где собирали ракеты уже превращается в скелет, но еще пара стен осталась:
Валяется ТПК (транспортно-пусковой контейнер) от ракеты:
Дальше, огромный бункер уцелел почти полностью. Возможно, здесь хранилась ракета в сборе. Понятно, что здесь вырвали все кабели и увезли ворота. Судя по толщине выемки - огромные.
Еще несколько бункеров, предположительно, где хранились боеголовки, не разобрали:
Здесь Дима чуть не наступил на гадюку:
Самое удаленное от ворот здание подстанции тоже еще похоже на здание, а не скелет. Вообщем, бывшая ТРБ впечатлила масштабами. В детстве здесь не был, только часто проезжал мимо. И даже не догадывался сколько здесь объектов. Похоже, тут была целая инфраструктура, стоило все это огромных денег и трудов. Теперь все это тупо разломали и растащили.
ЗЫ: тем, кто любит такие объекты - поторопитесь. Еще несколько лет, и здесь уже смотреть будет нечего.
Дальше едем в бывший военный городок, ныне Локомотивный. Не по главной дороге, а по полевой вдоль лесополосы, где очень часто катался на велике в детстве. Самые дальние сады заброшены, все дома и заборы растащили. Остались только одичавшие кусты и деревья, едва уцелевшие от пожаров. Ближайшие к Мазутке (пруд) сады еще живы и видно, что здесь есть хозяева. Бывший штаб дивизии слева от городка заброшен, стоят здания без окон. Сам городок жив, возле дома, где я когда-то жил даже новая детская площадка.
Но свалки мусора и помойки возле гаражей печалят. Особо расстроился, когда увидел, что осталось от нашего сада. Все растащили, еще и мусор кругом валяется. Остались одни несчастные кусты вишни, что когда-то росли вдоль забора. После этого уже ничего не хотелось, и поехали заканчивать маршрут самой быстрой дорогой - с выездом из городка возле места, где был КПП. Одна из казарм используется полицией, остальные - заброшены. Карталы город маленький, быстро доехали до дома тещи и тестя Кости. Нас там опять накормили эти добрые люди, крепкого здоровья им и долгих лет жизни. Втроем собрались, загрузились и домой. Костя с семьей остался париться в бане.
Итоги дня: проехали 28 км, потерь нет. Погода - сухо, тепло. Дороги: Красный Яр-бывший вертодром (не считая сворота на него)-ТРБ - асфальт. Дальше асфальт до лесополосы. Затем полевая дорога до Локомотивного. И до конца маршрута асфальт.
Итоги маршрута: Мало населенки, очень мало машин, лесостепь. Всегда можно встать на ночлег или на обед в сосновом лесу. Погода здесь больше сухая, часты сильные ветры. Посмотреть тоже что есть, особенно понравится любителям заброшенных военных объектов. Ну и конечно,
Джабык-Карагайский бор. Из минусов - далеко забрасываться и без машины муторно.
Трек походаВсе фотографии