30 апреляЗакидываем вещи в машину. Один велосипед едет на креплении, что висит на запаске. А другой - в креплении на крыше. Из города выехали примерно в 9 вечера. До Сибая конечно же не доехали. Время около пол первого ночи, заехали в Карагайский бор. В свете фар дорогу перебежало стадо косуль. Палатку ставить не стали, заночевали прямо в машине, откинув максимально спинки сидений назад. За бортом -5, даже выходить туда не хочется. Не удобно, конечно, так спать. Зато не на земле.
1 маяПроснулись чуть ли не в 10 часов утра. Грею чай. Завтрак остатками перекуса из дома и в дорогу. Набрали воды в роднике Карагайский. Здесь же и пришлось сменить дырявое колесо у авто. Возможно, его не пробили, а уже просто от старости умерла покрышка, на шиномонтажке потом починить ее так и не смогли. В Сибай прибыли примерно в час дня. Центральная улица города в связи с праздником перекрыта для народных гуляний. Поэтому довольно долго кружили, пока доехали до стоянки. На викимапии удалось найти только одну стоянку в Сибае. Места свободные были. Ведь местные не заморачиваются и паркуют авто во дворе дома. Немного перекусили. Выходим на маршрут уже довольно поздно. Дорога плавно забирает в гору от города Сибай до поселка микрорайон Золото.
Затем до поселка Старый Сибай. Здесь памятник какому-то мужику возле здания, скорей всего администрации. Кому памятник - таблички нет, а поиски в интернетах ни к чему не привели.
После Старого Сибая асфальт заканчивается да еще и подъем становится прилично круче. Дальше дорога, в основном, вверх. Но иногда относительно ровно.
Налево дорога на детский лагерь Юлдаш.
Уже вечером берем самый высокий на сегодня перевальчик с довольно симпатичными видами:
Доехали до турбазы, откуда начинается пеший маршрут к Гадельше. Были мысли там заночевать. Но, как оказалось, сия турбаза уже закрыта несколько лет. По опыту предыдущих майских походов решили на ночлегах держаться подальше от воды (реки, ручьи, озера, пруды и т.д.), подниматься на возвышенности и вставать в хвойном лесу. Как раз недалеко от турбазы сосновые посадки на склоне холма. Немного поднялись по склону и нашли замечательное место для ночлега. Ужин и спать. Спалось здесь хорошо. Проехали за сегодня совсем немного - 25 км. Погода - сухо, прохладно.
2 маяУтром подъем примерно в пол седьмого. Завтрак готовим не выходя из палатки. Собрали вещи, спрятали велосипеды и вышли в сторону водопада. Были здесь в уже далеком 2014 году летом. И дорогу туда совсем забыл. Думал, что нужно перебираться на другую сторону реки. Поднялись сначала на холм, здесь тоже виды живописные и местная разновидность сон-травы фиолетового цвета:
Дальше спустились к речке Худолаз. Перейти на другую сторону не получится, довольно бурный поток.
Тропы толком не видно. Вернулись точно так же обратно, чтоб найти переход на другую сторону речки. К турбазе приехали другие туристы. Оказывается, что и нужно идти по этой стороне речки. Ну мы с ними и пошли. Тропа таки есть, но она едва просматривается. Идти не то чтобы совсем тяжело, но и не прогулка по парку. Ближе к водопаду уже начинается снег, приходится лазить через расщелины с мокрыми камнями. Аня пошла в своих велосипедных туфлях на баклях, т.к. других у нее все равно с собой нет. Лазить в такой обувке и в таких условиях еще то занятие. Спуск к самой большой "ступеньке" падающей воды вообще по нестаявшему еще леднику. Вид и шум, конечно совсем другие, нежели в июле. Для сравнения, фото с лета 2014 года:
Ну и сравнение видов с холма:
Водопад сверху:
Спускаемся к велосипедам. Перекусить решили на поляне возле турбазы. Народ все прибывает. Сходил за водой на речку. Вернулся обратно - там уже целый автобус с туристами из Миасса приехал, которые на поляне уминают свои припасы. Ну а мы допиваем свой чай и в путь. Для того чтобы попасть на гравийный перевал через хребет Ирендык, нужно перейти вброд Худолаз чуть дальше турбазы в сторону Сибая. Там есть самодельный указатель на водопад. Подъезжают разные легковые машинешки. Некоторых водителей этот брод (воды ниже колена) пугает, и они едут в сторону турбазы. А некоторые проезжают, долбанувшись защитой о камни. На другой стороне речки есть стоянка авто. Как выяснилось дальше, брод этот был не единственный. Еще штуки 4 оказались впереди.
Разуваться пришлось перед еще парой бродов. Остальные проходились или по камушкам или ходом. Окружающие виды с пасущимися коняжками радуют.
Гора Граташ.
Дорожка.
Озеро. Мы подумали, что это когда-то давно потухший кратер вулкана. Возможно, так оно и было.
После озера еще один брод через ручей. Здесь непонятная изгородь. Интересно, для чего она?
Старое дуплистое дерево.
Дальше выезжаем на грейдер:
Здесь водитель крузака спросил меня про дорогу на водопад. Показал ему в сторону полевой дороги, по который сюда прихали мы. Ну и на всякий случай предупредил про броды. Начинается подъем на хребет Ирендык. В начале полого. Затем все круче.
Ближе к макушке снег еще не весь стаял.
На дороге часто вижу валяющиеся гайки. И гаечные ключи, но, почему то размеров на 10 или чуть больше
Помогаю Ане. Оставляю свой велосипед, возвращаюсь и немного проезжаю на ее велике. И так раза три. Вечером перевалили хребет. Поскольку под хребтом безлесая степь, место для ночлега неплохо бы поискать уже здесь. И находим замечательные сосновые посадки.
Наверно белка поработала.
Ужин и спать. Проехали сегодня 21 км и прошли примерно 6 км. Маловато, придется менять маршрут. Погода - сухо, тепло.
3 маяПодъем снова в пол седьмого, снова завтрак готовится в палатке. Продолжаем спуск с хребта Ирендык.
Пересекаем асфальтовую дорогу в сторону озера Талкас. Его было решено вычеркнуть из программы. Далее на карте здесь нарисована прямая дорога. И, что интересно, на спутниковых снимках Яндекс и Google тоже здесь дорога. Однако, она затоплена прудом. Объезжаем его слева. Полно машин рыбаков. Здесь можно увидеть затопленную дорогу, торчащую из воды.
Степь да степь кругом, не слабый ветрище с юга. Местами хоть лесополоса прикрывает.
Возле села Нигаматово пересекаем речку Сакмара, несущую свои коричневые воды из Башкирии в Оренбургскую область.
Запасы воды подходят к концу, а колонок в селе, как водится, нет. Попросили местную жительницу набрать нам воды из колодца, за что ей спасибо. От села снова подъем.
Степь вскоре сменяется березовыми перелесками. Встали на обед в сосновых посадках возле дороги.
Вскоре после обеда начинаются хвойные леса - мы въехали в Зилаирский район.
Проехав так какое-то время в сторону Кананикольского, сворачиваем налево в сторону села Шулька. Здесь уже однополосная гравийка. Скорей всего насыпали ее для лесовозов. Лес вокруг вообще дремучий. Медведи здесь поди кишмя кишат
Но следов их не видели.
Проехав несколько километров, еще один поворот налево. Здесь нас догоняет Газель с зубастыми колесами на задней оси. Водитель поинтересовался, не боимся ли мы медведей. По его словам здесь они частенько выходят на дорогу. И предложил подвезти. Мы отказались. Еще предупредил, что дальше нужно забрать немного правее. Мост через речку Яман-Зилаир на грейдерной дороге уже давно разрушен. Правее идет полевая дорога, действующий мост там. Едем и боимся дальше
Медведей так и не увидели. Свернули на полевую дорогу. Сейчас сухо, но как тут ездят люди в пору распутицы не понятно. Видимо, только на внедорожниках. Вот и мостик через речку:
а за ним сосновый лес. В нем и решили остановиться на ночлег. До деревни осталось около километра, даже лай собак слышно. Так что медведь вряд ли придет. За сегодня проехали 63 км, что уже неплохо по сравнению с предыдущими двумя днями похода. Сегодня снова было сухо и тепло.
4 маяСпалось замечательно. Совсем забыл, что сегодня суббота. И будильник не звонил. Поэтому проспали лишние полтора часа. Завтракаем в палатке. Немного покапал дождик. Спустился к речке за водой. Собираемся и выезжаем. Дождь закончился. Шулька - деревня не самая маленькая, но и далеко не райцентр. Дальше леса вперемежку с лугами. В основном, уже березовые. Снова пересекаем Сакмару за деревней 1-е Иткулово. Здесь решили перекусить и отрегулировать тормоза. Колодки за эти дни похода подносились. Дальше снова степь и боковой ветер около 15-20 м/c. Довольно не просто удерживать велосипеды. Да и еще подъемы пошли один за другим, не самого лучшего качества грейдер и машины здесь гоняют.
На обед остановились, укрывшись от ветра за кустами вербы. Здесь была изгородь, похожая на ту, что обычно в Башкирии делают у родников. Но здесь оказалось все утоптано конями. Может это и был родник, но его копытами уничтожили. После обеда забираемся на макушку холма. Спускаемся к селу Каратал. Через несколько километров выходим на асфальт в сторону Баймака. Скорость выросла, несмотря на встречно-боковой ветер. В сам Баймак заезжать не стали.
Здесь нас атаковали какие-то мошки, которые летели из города. Объехали его по объездной дороге. Выезжаем на трассу, что ведет в сторону городов Кумертау и Мелеуз. По ней же можно попасть в Оренбург. Были опасения, что она будет забита фурами и здесь будет дикий трафик. Однако, они не подтвердились. Начинаем подъем на хребет Ирендык. Здесь он намного положе и ниже, чем тот, что мы проехали пару дней назад. Вокруг холмистые степные пейзажи.
Ну и микростоунхедж по-баймакски:
На перевале видели аварию. Машина вылетела с дороги и превратилась в металлолом в буквальном смысле этого слова. Что осталось от водителя и пассажиров мы не видели. Приехали скорая, полиция и еще несколько машин. Может оно и к лучшему, что мы сегодня проспали... Дальше спуск с хребта. Потом берем еще пару перевальчиков пониже. Стараемся съезжать на обочину, когда рядом проезжают встречная и попутная машины. Так и доехали до Сибая. В город свернули через микрорайон Горный. Расположен он прямо вдоль отвалов, за которыми находится один из самых глубоких карьеров в стране. Руду здесь уже не добывают. Однако, карьер травит местных жителей ядовитыми выделениями. Проблема эта теперь на долгие годы. Засыпать его обратно уже не представляется возможным. Разве что затопят. Проезжаем градообразующее предприятие Сибая - ОАО «Башкирский медно-серный комбинат», который работает теперь на привозной руде. Дальше сворачиваем в сторону улицы Лермонтова. Возле нее находится несколько шиномонтажек. Есть надежда успеть заехать починить колесо. Дальше проезжаем вокзал и сворачиваем на проспект горняков. На стоянке были уже в сумерках после девяти вечера. За сегодня проехали около 90 км. Хорошо, что хоть дождя не было. Хотя сильный боковой ветер помотал... Еду в сторону шиномонтажек на авто. Но они уже закрыты. А одно колесо с грыжей (то, которое было запаской). Собираемся, прощаемся с работницей стоянки и едем в ночь домой. Заехали в Пятерочку за кисломолочной продукцией - это вместо ужина. В городе опять пришлось поискать объезд пробки. Кто-то устроил аварию, возможно, сбили пешехода. Дорога за городом не ахти - колея в асфальте расслабиться не дает, машину переставляет. Но все равно накрывает уже. В Верхнеуральске на заправке взял самый крепкий кофе. И этого хватило, чтоб доехать до дома. Прибыли в пять утра. Путешествие окончено.