Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Походы 2004 год Башкирия 2004
Действия с Документом

Башкирия 2004

Юрий ЧерепановПоследнее изменение: 2009-01-12

Велопоход 2 категории сложности по Башкирии. Август 2004

Теги: Башкирия

Маршрут:

  • Магнитогорск
  • Аскарово
  • Серменево
  • Верхний Авзян
  • Тукан
  • Инзер
  • Усть-Катав

Участники:

  • Черепанов Юрий (руководитель)
  • Евдокимов Сергей
  • Насырова Софья

Продолжительность:

  • 8 дней, 518 км.

Вот и сбылась моя многолетняя мечта – провести “двойку” по маршруту, который я разработал ещё в 90е годы.

День 1-ый, 21.08.04.

Рано утром мы прибываем 601 поездом в Магнитогорск. По воле обстоятельств нас всего трое – Сергей Евдокимов, Софья Насырова и Я. Маленькая, но всё–таки группа. Нас встречает Володя Гершман – мой старый друг и коллега. Один из немногих кто ещё не отошёл от велотуризма. Мы договариваемся, что остановимся в велоклубе, пока я буду посылать телеграмму, закупим продукты, перепакуем груз и т.д. вскоре мы прибываем туда. Всё тот же клуб в подвале по ул. Ломоносова, знакомый мне с 90 года! Но теперь здесь появились атрибуты новых времён. На стенде в главном зале развешаны сломанные рамы, вилки и прочие узлы дорогих горных велосипедов. Выставка достижений человеческой дурости! Кому-то за всю жизнь не купить такой машины, а кто-то ломает за просто так! Перекусив и попив чаю, иду на почту, а Сергея и Софью отправляю в магазин. Послал телеграмму о выходе на маршрут, но печатей и штампов больше не ставят ни в одном почтовом отделении. Не беда – можно обойтись без них. Я надеялся, что Володя будет сопровождать нас до оз. Банное, но у него нет возможности. Расспрашиваю его про всех знакомых. Сергей Митряев (с которым я раньше ходил в походы) работает теперь на горнолыжном комплексе на Банном. Можно заехать к нему. Володя известил его по телефону.

В 10 часов мы собираемся, прощаемся с Володей и выезжаем по ул. Комсомольской. Фотографируемся у памятника “Магнитогорская палатка”. Проезжаем пос. Племезавода и выходим на Белорецкий тракт. Погода солнечная, ветер пока встречный. Местность – холмистая степь, вдали уже виден хр. Крыктытау. Около п. Смеловский развилка дорого. Одна на Юг – в аэропорт, ещё одна – на север – на Вехнеуральск. Появились они совсем недавно. Мы же сворачиваем на оз. Банное. Проезжаем поселки Ташбулатово, Геологоразведка и Кусимовский рудник. По сути – один сплошной дачный посёлок. Слева – высокие холмы, справа два небольших озера. Вскоре показывается и банное. Сплошная курортная зона. Дорога идёт по западному берегу, застроенному домами отдыха, санаториями. К озеру вообще не подойти – везде заборы. Хотели искупаться – жара дикая, но на пляж с велосипедом не пройти. Едем к горнолыжке – она дальше. Перед горнолыжкой сворачиваем на обед. Рядом с какой-то базой отдыха – ручей. Здесь и обедаем.

Затем едем на горнолыжку. Сергей Митряев работает в пункте проката. Он приветливо встретил нас. Не виделись уже много лет. Хотя сам Сергей уже давно отошел от туризма, но мои дела одобрил. Предложил нам прокатится на подъёмнике. Стоит это удовольствие 70р. с человека. Не такие уж великие деньги. Канатная дорога – суперсовременная, германского производства, поднимает на вершину хребта Крыктытау. Банное – как на ладони, видны и другие окрестные озёра. Вдалеке видны трубы Магнитки. На вершине выходим из кабины и гуляем наверху. Чуть ниже – величественное каменное ущелье, поросшее берёзой, лиственницей и сосной. Виды просто чудные. Переполненные впечатлениями, возвращаемся уже в 6 часов вечера.

Попрощавшись с Сергеем, выезжаем. Первоначально я планировал ночёвку на Банном. Но, во-первых, стоять там решительно негде. А, во-вторых, на завтра запланирован большой километраж – свыше 110 км и целесообразно проехать как можно больше. Итак - едем. Ветер попутный, дорога прекрасная. Едем снова в сторону Магнитогорска. В Таштимерово сворачиваем на юг – на Аскарово. По-прежнему асфальт, но машин совсем мало. За деревней Кужаново дорогу пересекает ручей. Встаём рядом в берёзовом леске. Здесь целые полчища муравьёв. Вечер прошёл беспокойно – рядом ходили и кричали пастухи, а один раз кто-то подъехал на “жигулях”, но увидев нас уехал обратно. Надеемся, следующие стоянки будут более комфортными.

Пройдено: 85 км.

День 2-ой, 22.08.04.

Встали в 9 часов, а выехали в 11 часу. После бессонной ночи в поезде можно и отоспаться. Вокруг по-прежнему лесостепь. Холмы и справа и слева. Вскоре въезжаем в Аскарово. Посёлок очень крупный – районный центр, производит приятное впечатление. Административные здания и магазины вполне европейского типа. Рядом шикарная мечеть. Мы отовариваемся в магазинах и на мини-рыке. Узнав дорогу, выезжаем. На западной окраине развилка дорого. Влево уходит дорога на Сибай (тоже появилась недавно), наша – вправо. Сразу начинается подъём. Вокруг – берёзовый лес, появляются и лиственницы. Затем – спуск в долину Большого Кизила. Место очень красивое. Б.Кизил протекает в ущелье между хребтами Крыктытау и Ирендык, стоящими “торцом”. Кое-где видны скальные выходы. Движение на дороге очень интенсивное. Неудивительно – именно эта дорога напрямую связывает Магнитогорск с Уфой и Оренбургом. Машины в основном с Челябинским номером 74. Много ездит грибников. Грибы продают прямо у дороги. Проезжаем знакомую мне развилку. Влево уходит дорога на Баймак. Наша – вправо, в сторону Белорецка. Переваливаем небольшую горку, дорога снова идёт по долине Б.Кизила. Проезжаем Рыскужино, Казмашево, пересекаем Кизил. В Амангильдино останавливаемся у магазина. Я не поленился сбегать на гору – сфотографировать новую мечеть. Интересная архитектура. Почта закрыта, но на крыльце и рядом пристроились с полсотни овец. Чем привлекла их почта???

Мы же продолжаем путь. Вокруг по-прежнему поля, редколесье. Впереди – большая туча, но она проходит стороной. Перед Бурангулово начинается сплошной сосновый лес. После свёртка на Бурангулово встаём на обед в верховьях Бол.Кизила. Пока обедали неожиданно прошёл ливень. Переждали под накидками. Затем снова выглянуло солнце. В 3 часа выезжаем. Сразу начинается подъём на Уралтау. Участки крутого подъёма чередуются с пологими. На своей “Рокмашине” чувствую себя превосходно. С удовольствием манипулирую передачами. На крутые подъёмы заезжаю, даже не напрягаясь. Крутой спуск, проезжаем Майгашту. Въезжаем в Белорецкий район. Пересекаем р. Кага (верховья).

Вот и наш поворот на Узян. Мы сворачиваем с асфальта на грунтовку. Но, не пройдя и километра, попадаем в страшную грязь. У меня покрышки “полуслик” и грязь забивается мало – только по бокам. Но Сергею и Софье совсем плохо. У обоих – мощные протекторы и всё забивается грязью, тащить велосипеды можно только волоком. Помогаю Софье очистить велосипед. Идём по траве рядом с дорогой. На возвышении дорога посуше, но в низине снова грязь. Я не ожидал такого. Я ездил по этой грунтовке в 92 году. Тогда нам повезло с погодой, дождей не было и дорога была сухая. Теперь же прошли дожди – полная “труба”. Я принимаю решение – возвращаться на асфальт и идти по запасному варианту – через Серменево. Это лишние 30 км, но зато по асфальту. Здесь же мы увязнем “по уши”.

Возвращаемся на трассу, нахватав грязи. Встаём на ночёвку у ручья перед п. Узянбаш. Кое-как устроились на склоне в сосновом лесу. К ручью приходится ходить вниз. Тут же ходят коровы – всё кругом “заминировано” ими. В лесу много грибов. Дрова сырые, горят плохо.

Пройдено: 84 км.

День 3-ий, 23.08.04.

Выходим, как и вчера, в 10:20 – это уже становится системой. Проезжаем Узянбаш. Погода солнечная. За Узянбашем – подъём, затем – длинный спуск в долину р. Рязь. И тут мы неожиданно повстречали коллег – велотуристов. Они ехали навстречу – трое мужчин. Двое на “Туристах”, один на “Треке”. Разговорились. Они из г. Октябрьский, один – из города Туймазы. Едут от ст. Инзер, на Аркаим. Фотографируемся, обмениваемся адресами. Приятно, что не мы одни такие!

Продолжаем путь. За д. Хусаиново снова пошла открытая местность. Слева – огромный хребет Кракатау. Нам предстоит обогнуть его с севера. Дорога полого идёт на спуск. В Уткалёво – развилка. Вправо уходит дорога на Белорецк. Нам налево, на Серменево. Проезжаем Шигаево. Дальше дорога идёт среди прекрасного соснового леса. Проезжаем пос. Новобельский, спуск, мост через Белую. Выезжаем на перекрёсток дорог. Серменево -вправо, остаётся в стороне. Прямо – на Уфу. На налево, на Гурзянский тракт, по которому я ездил не раз. Мы снова едем на юг. Проезжаем место, где Белая подходит близко к дороге. Вернее, наоборот. Здесь мы решили помыть велосипеды, как и было обещано.

Едем дальше. Проезжаем Азнагулово, мост через Белую – теперь она снова справа. До Узяна – довольно нудный участок. Дорога то вверх, то вниз. Сильная жара, мучает жажда. Вот, наконец, и Узян. Пересекаем плотину пруда, едем к магазинам, отовариваемся. Ассортимент в магазинах довольно бедный. Каждый раз покупаем воду. Выезжаем из Узяна, опять пересекаем Белую – она снова слева. У ближайшего ручья останавливаемся на обед. Так как сильно устали – отдыхаем подольше.

Выезжаем в 17:40. Сразу пологий, длинный подъём и крутой спуск к д. Кагарманово. Затем дорога снова то вверх, то вниз. Головокружительный спуск к р. Белая. Проезжаем турбазу, снова мост. Перед Кагой – опять крутой подъём. Деревня остаётся в стороне. Пересекаем р. Кага. Теперь здесь сделали пруд – местное водохранилище. Затем развилка. Прямо дорога – на Старосубхангулово (Бурзян). Наша – вправо, на Верхний Авзян. Сегодня планировалось встать за Авзяном. Но так как километраж у нас сегодня увеличился на 30 км, то решено встать между Кагой и Авзяном. Сразу за поворотом – огромный, крутой подъём. Впереди поднимается гружёный лесовоз. Он едет с той же скоростью, что и мы !!! Вот, наконец, и вершина. Спускаемся к р. Белой, пересекаем её уже в пятый раз. Здесь асфальт заканчивается. Дальше идёт насыпная дорога.

На Белой вставать негде – рядом посёлок Бельский. Переваливаем ещё одну горку и встаём у р. Ашкарка, отойдя на свёрток дороги. Это была самая приятная стоянка за весь поход – на склоне в прекрасном сосновом лесу, рядом с рекой.

Пройдено: 95 км.

День 4-ий, 24.08.04.

Сегодня выехали пораньше - в 10 ровно. Перевалив ещё одну гору, въезжаем в Верхний Авзян. Посёлок сильно вытянулся в долине одноимённой реки. На горе – церковь, теперь её отреставрировали. Больше здесь, пожалуй, ничего не изменилось. Как всегда отовариваемся в магазинах. Выходим в сторону Тукана. Проезжаем мимо пруда. Узкая насыпная дорога. Машин мало. Поначалу дорога идёт вдоль реки Большой Авзян. В одном месте долина вся изрыта – строят какую-то дамбу. Затем дорога чуть отходит от реки. Пошли подъёмы и спуски, но недлинные. Справа отчётливо виден хребет Баштау, в котором выделяется вершина Большой Шатак (1271 м.). Проезжаем Исмакаево. Присматриваем место для обеда. Попадались 2 ручья, но удобного места нет. Сосновые леса стали перемежатся вырубками – мелкая сосновая и берёзовая поросль. Встаём на обед на боковом свёртке, перейдя Б.Авзян. Здесь редколесье, заросли травы, но сойдёт за неимением лучшего.

Пообедав, продолжаем путь и выходим на широкую гравийную дорогу УЛУ-ЕЛГА – ТУКАН.

Постоянно проезжают КамАЗы и КрАЗы. Пыль просто страшная. Дорога постепенно идёт на подъём. После Ахмерово – огромный длинный подъём. Пошёл лиственный лес. Пересекаем бывшую узкоколейку. От неё осталась только насыпь. А когда-то я ездил здесь в 92 году – она ещё действовала. По ней возили лес и железную руду из Тукана до ст. Улу-Елга. Потом она оказалась нерентабельной и её разобрали. Руду теперь возят на самосвалах. Проезжаем указатель “Тукан” и крутой спуск в посёлок. Справа – огромные отвалы карьеров. Отовариваемся в магазинах и выезжаем на Зигазу. Новая дорога проходит мимо д. Майгашля, пересекая одноимённую реку. Видна насыпь узкоколейки. Через мост на р. Зигаза въезжаем в посёлок. Дальше мы должны свернуть на лесную дорогу, по ней пройти на Аисово и дальше – на Инзер. Я очень на это надеялся...

Выясняем дорогу у местных и выезжаем на неё. С северной окраины деревни, через сосновый лес. Перед нами несколько дорог, которые расходятся и снова сходятся. Только бы дождя не было! Длинный спуск – и выходим на р.Зилим. Здесь большая поляна, какая-то избушка. Навстречу едут с покосов на лошадях и мотоциклах.

Встаём на боковом свёртке у притока Зилима. Похоже, место здесь людное. И действительно, когда уже легли спать, мимо нас проехали на мотоцикле, затем – целый обоз телег. Кто-то, увидев нашу палатку, спросил: “Кто в домике живёт?”. Мы встали прямо у покоса, но не думал, что здесь будут ездить ночью! Впрочем, ночь прошла без происшествий.

Пройдено: 84 км.

День 5-ий, 25.08.04.

Выехали опять поздно. Погода по-прежнему солнечная. Выезжаем на нашу лесную дорогу. По карте должно быть 30 км такой дороги – от Зигазы до Аисово . Там должны выйти на насыпную дорогу. Сразу от Зилима - крутой подъём, дороги идут по лесу то, расходясь, то сходясь. Выходим к бывшей деревне Хусаиново. Деревни давно нет, остались лишь две полуразвалившиеся избы. В них останавливаются косари. Вокруг – огромная сенокосная поляна. Слева – длинный хребет Зильмердак. Наша дорога идёт вдоль него. Сначала пошли через сенокосы, но стало ясно, что дорога не здесь. Решили распростись косарей. Они сказали, что дорога идёт на дальние покосы, а можно ли пройти на Инзер – не знают, по ней давно уже никто не ездит. Мы идём дальше, куда они указали.

Дорога стала хуже, следы – только лошадиные. Стали попадаются болота. А потом пошла и вовсе заросшая дорога. Трава местами – выше роста. Идти можно только пешком. Иду вперёд – напролом, как танк, продираясь через заросли. Временами попадаются сенокосные поляны, местами – вырубки. Попадались ручьи, а затем перешли и речку – это и есть Зилим. Здесь мы потеряли дорогу. Решили встать на обед. Пока Сергей и Софья готовят обед, я отправляюсь на разведку. Дорогу нашёл – она идёт вдоль Зилима, справа. Пока всё соответствует карте. Дальше должен быть подъём в гору и спуск в долину Инзера. Мы полны решимости идти вперёд...

Пообедав, идём дальше. Дорога еле угадывается в зарослях, иногда приходится её искать. Следов – вообще никаких. И вот колея в очередной раз пропала. Впереди – болото. Я пошёл искать дорогу и провалился в него по пояс. Здесь пройти вообще невозможно. Я и Сергей пытались найти её в других местах – бесполезно. Кругом – заросли, болота и никаких признаков дороги или тропы. Видимо, она была здесь много лет назад. Судя по вырубкам, по ней возили лес. Но теперь она стала непроходимой – её попросту НЕ СУЩЕСТВУЕТ БОЛЬШЕ. Местные ездят не дальше покосов. Да, пролетели, ”как фанера над Парижем”.

Делать нечего, принимаю решение возвращаться в Зигазу и ехать по запасному варианту – через Улу-Елгу – как это не грустно!!! Теряем в общей сложности двое суток. Сергей предлагает “попытаться ещё”. Но этим мы только усугубим своё положение. Да, я пошёл на риск, да это была в какой то мере авантюра. Никто не знал. Но, как говорится, отрицательный результат – тоже результат. Обидно, досадно – но ладно! Итак – мы возвращаемся по собственным следам.

До Зигазы нам сегодня, конечно не дойти – уже поздно. Встаём у ручья на сенокосной поляне, которую приметили ещё раньше. Рядом – гора пустых бутылок. Здесь не только косили. Ночью как по заказу, прошла гроза, потом ещё одна. Это уж как повелось – неприятности не приходят в одиночку!

Пройдено: 20 км.

День 6-ий, 26.08.04.

Утром опять пошёл дождь. Завтракаем под тентом. В 9:30 выходим. Я иду впереди. Трава, конечно, мокрая, но у меня ноги и так сырые после вчерашнего “купания” в болоте. Впрочем, мы уже протропили вчера путь – теперь легче. Вот уже можно и ехать. Первые неполадки. У меня изношены тормозные колодки. Подтягиваю. У Софьи расклепалась цепь. У нас есть выжимка – подтягиваем. Проезжаем Хусаиново. У косарей наверное, глаза полезли на лоб, когда они увидели нас, едущих обратно! Погода постепенно улучшается. Если трава стала мокрой, то дорога, естественно, стала грязной. Впрочем, оказалось не так страшно, как я ожидал – ехать можно. Меня лишь заносило в колеях. Больше всего грязи – у Зилима. Сергей и Софья наспех отмывают велосипеды в реке. Однако нужно дойти до Зигазы – уж потом “отмоемся ” как следует. Перед Зигазой дорога стала ещё грязнее. Стараемся выбирать места почище, где можно, идем по траве.

Вот, наконец и Зигаза. Первым делом, естественно, отмываемся в реке. Какое это удовольствие, когда снова все чистое. Потом, чуть отъехав, обедаем – на той же Зигазе. Высушиваю все вещи. Продолжаем обратный путь. Проезжаем Тукан. Отовариваемся в тех же магазинах. Выезжаем в сторону Улу-Елги. При выезде из Тукана – крутой подъём. Сзади – огромная туча, меня это беспокоит. Длинный спуск, проезжаем Ахмерово. Потом – поворот на Авзян, откуда мы приехали. Итак, у нас получилась “радиалка” – почти 50 км в один конец. Радиалка в никуда!!!

На дороге так трясёт, что отбивает руки. Временами идёт дождь, пока мелкий. У Софьи и Сергея задумка: поймать машину до Улу-Елги. Я не возражаю, но не очень то верю, что здесь найдётся желающий взять троих с велосипедами. Но нам повезло – попался пустой фургон “Бычок”, который мы приметили ещё в Тукане. Он согласился нас подвезти. Взял сотню с троих. Погрузили велосипеды в фургон, сами сели в кабину. Перед Улу-Елгой пошёл сильный дождь. Так что повезло нам в двойне! Проехали 24 км. Сошли у ж/д станции (дольше водитель ехал в Белорецк).

Пока доехали до станции, успели вымокнуть. Укрылись под навесом. Поступило также предложение – проехать до Инзера на поезде. Я и здесь не возражаю. На это был целый ряд причин – и субъективных и объективных. Можно считать эти авто и ж/д проезды компенсацией за нашу неудачу. Но главное даже не это – у нас не остаётся времени. 8 числа, т.е. послезавтра мы должны быть Усть-Катаве и успеть на кропачёвскую электричку. А от Улу-Елги до Усть-Катава 180 км! Это на 1,5 дня! И неизвестно, что впереди!

Софье нездоровится, похоже – простуда. Да ещё дожди зарядили. Так что действовать приходится не по запасному, а по аварийному варианту! Как бы “двойка” совсем не накрылась! Нам опять повезло: поезд на Инзер проходит в 6:30 местного времени. Нам нужно где-то переночевать. Вокзал закрыт. Спрашиваю у дежурного по станции, диспетчера – они ничего не знаю. Как всегда! Ищу подходящее место. Можно заночевать в сосновом леске около станции. Хоте попроситься в какое ни будь помещение рядом, но всё закрыто. Возвращаюсь. Снова пошёл дождь. Потом, через короткий промежуток – ливень, как из ведра! Пережидаем под крышей – иначе просто вымокнем до нитки! Когда дождь прекратился – идём в лесок рядом. Ставим в темноте палатку. Ни о каком костре, естественно, не может быть и речи. Выручила минеральная вода, купленная в Тукане. Софье нездоровится – насморк, головная боль. Она хочет ехать домой. Но я не могу отпустить её одну. Либо она продолжает маршрут, либо все сходят с ничего. Как говорится “начали за здравие – кончили за упокой!”

Пройдено: 40 км.

День 7-ий, 27.08.04.

Встаём в половине шестого. Ещё темно. Быстро собираемся. Дождя нет, но пасмурно. Выходим к станции. Подошёл поезд – два вагона с полками. Сели без всяких проблем. В 8 часов прибыли в Инзер. Узнали, что скоро отходит электричка на Уфу. И я снова иду на уступки – проехать на ней до ст. Бриштамак. Софья чувствует себя лучше – она сможет продолжать маршрут. Значит, не так уж всё и плохо. Главное – “Двойка” спасена!!!

Фотографируемся на фоне Инзерского вокзала и садимся на электричку. На ней проезжаем самый красивый участок – по долине Инзера, однако дороги там – неизвестно какие. Инзер то справа, то слева от ж/д. Выходим на платформе Бриштамак. Здесь железная дорога идёт по правому берегу Инзера, отсюда начинается и наша дорога на Искушту. Деревня Бриштамак – на другом берегу. Туда ведёт красивый мост, сделанный в восточном стиле, с каменными башнями. Фотографируемся, снимаю на последок и Инзер. Природа изменилась – пошли пихты и широколиственные деревья: липа, вяз, клён и дуб.

Мы начинаем путь. Проезжаем деревню Бриш. Деревня очень ухоженная, даже вокруг водяных колонок сделаны беседки. За Бришем выходим на дорогу Ассы – Искушта. Можно было ехать и с Ассов. Слева река Бриш. Сразу пошёл крутой и длинный подъём. Потом он стал пологим. Переваливаем из долины Инзера в долину Лемезы. Погода пасмурная, временами моросит. Дорога – из крупного щебня, сильно трясёт. У ручья останавливаемся на обед. Едем дальше. Проезжаем Искушту. Слева – огромный хребет Бирьян. Мост через р. Искушта и снова крутой подъём. Затем – поворот на Мулдакаево. Хорошая дорога идёт туда. Впереди же страшная грязь. Опять граница – никому не нужный участок! Сергей в ужасе, говорит, что по этой дороге он не поедет! Я объясняю ему, что другого пути у нас, к сожалению, нет. Пошёл вперёд на разведку. Оказалось, грязь только первые 100 м, дальше идёт нормальная дорога. Обойти это место нельзя – рядом болото. Впрочем - оказалось не так уж страшно. Я проходил здесь в 2000 году, тогда дорога была в лучшем состоянии. Теперь её испоганили тракторы и самосвалы. Но в целом, вполне проезжая, лишь дважды ещё попадались грязные места, которые приходилось обходить по лесу. “Потрудились” лесовозы – очень зловредные существа! Дорога каменистая. Длинный спуск. Проезжаем указатель – мы в Челябинской области. Проезжаем мост через Лемезу. На месте старого, разрушенного моста – новый, деревянный, но по нему не проедет даже легковушка – машины ездят вброд рядом с мостом. Перед деревней Лемеза – новый сюрприз. Дорога шла в обход деревни, там был мост, но теперь он разрушен! Пришлось ехать через деревню, преодолев огромную лужу и крутой подъём. Проезжаем деревню. Поехали не в ту сторону.

Разворачиваемся. Перед поворотом – крутой спуск. И тут я с ужасом замечаю, что у меня отказали тормоза. Не вписываюсь в поворот, заезжаю в заросли и падаю. Слава богу – без травм и поломок. Похоже угодил в навоз! Но это не беда. Выехав из деревни, смотрим тормоза. Оказывается, колодки настолько износились, что уже не достают до обода, в то время как рубашка троса в зажим на противоположном рычаге. На тормозах типа V-brake положение колодок, как известно не регулируется. Но Сергей нашёл выход – он переставляет вовнутрь все шайбы, продвинув таким образом колодки. Но это мало помогает – теперь они задевают за обод и плохо тормозят. Кое-как настроив их, едем дальше. От Лемезы пошла прекрасная дорога. Вокруг – смешанный лес. Слева тянется хребет Амшар, справа – Сухие горы. Проезжаем новый мост, который достраивают. Отсюда пошёл асфальт – раньше его не было. Останавливаемся на нашу последнюю ночёвку у следующего моста – через р.Сула, в сосновом лесу. Здесь ходит много народу – грибники, ягодники. Появились комары – впервые.

Пройдено: 64 км.

День 8-ий, 28.08.04.

Сегодня можно поспать подольше – осталось совсем немного. Перед выходом по очереди ходим к реке – мыть велосипеды, надеюсь в последний раз. У Сергея прокол переднего колеса. Проверяем камеру – она проткнута. Ставим запасную – она тоже оказалась проткнута – в другом месте. Заклеиваем супер заплатками, ставим и наконец выезжаем. Проезжаем р. Нила, затем – длинный подъём. Дорога прекрасная, строит её знаменитой Саткинское ДРСУ. Неужели будут тянуть дорогу в Башкирию? Не исключено.

Спуск и мы въезжаем на окраину Катав-Ивановска. И тут произошло самое неприятное событие за весь поход. Здесь был маленький участок без асфальта – участок крутого спуска. И здесь меня каким-то образом занесло на щебёнке. Я даже не успел среагировать. При падении получил сильные ссадины и ушибы на правой руке и ноге. Сергей – наш медик – обработал мне раны йодом и сделал повязки на руке. Такого со мной давно не было. Я в состоянии ехать. Настроение, конечно, самое отвратительное! Потихоньку едем. По окраине города выезжаем на Усть-Катав. Вдали виден дымящийся завод Катав-цемент. Проезжаем мост через Катав. Готовит обед нет желания, едем дальше. За Катавом – длинный подъём. Проезжаем деревню Орловка. Погода сегодня прекрасная. Всё бы хорошо, если бы не это дурацкие происшествия! За Орловкой очень красивое место – долина Катава. Снова крутой подъём. Влево отходит дорога на Серпиевку. Осталось совсем чуть-чуть. Спуск – и мы пересекаем трассу М5. На ней указатель “Усть-Катав”. Ещё один велопоход – с грехом пополам – но пройден!

Проезжаем новый микрорайон – он слева. Ищем телеграф, но там его нет. Едем в центр города. Впереди – огромный крутой спуск к плотине пруда. Проверяю и подтягиваю тормоза. Оказаться без тормозов на таком спуске – гарантированное самоубийство!!! К тому же машин очень много. Осторожно спускаюсь. Усть-Катав типичный горнозаводской городок, подобный Катав-Ивановску, Юрюзани и т.д. У плотины – красивые особняки. В центре находится телеграф, я даю телеграмму об окончании маршрута. Едем к вокзалу. Проезжаем вагоностроительный завод. Из ворот его выезжает новорожденный трамвай. До электрички ещё 1,5 часа.

Пройдено: 45 км.

Вот и окончен наш маршрут. Прошли свыше 500 км (с учётом наших “такси” и поездов). Что было-то было. От неудач и от ошибок не застрахован никто. Теперь я получаю руководство “двойкой”. На следующий год снова поведу – думаю, желающие найдутся!

Юрий Черепанов