Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Походы 2004 год Рассказ о снежном ПВД
Действия с Документом

Рассказ о снежном ПВД

Roman MorozovПоследнее изменение: 2010-07-02

15 февраля... Хорошо тогда катнули, продуктивно... Побольше бы таких поездок нематрасных...

Теги: зимний поход, ПВД

Действующие лица: всё те же

Думается мне, что эта поездка - одна из тех, что можно назвать "Походом Выходного Дня" (акцентируя внимание на слово "поход"), прочие же к таковым можно отнести с большой натяжкой. Имхо, конечно (не бейте меня сильно ;-).

Идеи обогнуть Шершневское водохранилище зимой появлялись далеко не у одного человека. Попытки их реализовать тоже предпринимались. Последняя более-менее успешная была предпринята рублёвской командой в начале февраля. От турклуба "Родонит" с ними до конца катались Илья Гулявцев и Эдуард Мисичук. Остальная же общественность, оценив глубину снежного покрова и плотность наста, благоразумно повернула назад, да и лозунг "Чем труднее, тем лучше" в тех условиях не очень-то вдохновлял. По укатанной автомобилями снежной дороге докатили мы тогда до нормального выезда на лёд водохранилища и поехали/пошли, ориентируясь на хорошо заметное здание профилактория "Изумруд"...

В следующую субботу, 7 февраля, я с Ильей Шведовым предприняли попытку разведать проходимую за разумное время и с разумными затратами энергии дорогу до Полетаева. Однако в силу ряда причин выезд у нас получился уже в 2 часа дня, а это вполовину убавляло доступное светлое нам количество светлого времени. Короче, до Полетаева мы не добрались, однако найденная нами лесная дорога внушала оптимизм, что такое возможно,- после Малиновки шла утоптанная грузовиками в свежевыпавшем снегу дорога, на которой скорость не падала ниже 15 км/ч. Но... в воскресенье этим планам не суждено было сбыться.

15 день февраля выдался с утра холодным и ветреным, однако, многие приметы указывали, что к середине дня таки потеплеет и, возможно, кое-где появятся лужи. Так оно и вышло...

Встречались, как обычно, напротив 3-го корпуса ЮУрГУ. Народу собралось много, но желающих ехать на ту сторону водохранилища, помня о покатушке начала месяца, оказалось мало. Решили, что пока проехать до выезда на плотину, а там окончательно решить с планами на это воскресенье.

От "футбольного поля" университета, в которое превращена площадка перед памятником Курчатову, до выезда на плотину примерно 2 с чем-то километров. Как раз расстояние, чтобы оценить и дорогу, и снежный покров на ней, и ветер..., то есть всё то, что будет сегодняшним днём. До плотины пролетели быстро. В лесопарке, как водится под конец сезона, шли лыжные соревнования; по заасфальтированной, а сейчас заснеженной, аллее прогуливался народ...

У невысокой будочки остановились. Подождали отставших. Здесь группа разделилась - мы пересекали Миасс по плотине, затем сворачивали возле поста ГАИ в сторону садов и пробивались по направлению к Полетаево, оставшиеся - занимались покатушками по лесу, а, в конце концов, все встречались возле облюбованного места у профилактория "Изумруд".

Команда собралась небольшая - Виктор, Игорь, Денис, Руслан и, собственно, автор этого отчёта ;-) В районе полудня мы отправились.

Несмотря на снегопад, а затем и последовавшую за ним вялую оттепель, ожидаемого льда на дороге не оказалось. Да и вообще, сейчас этот участок чистят очень хорошо - ширина проезжей части не уменьшилась, весь снег - на обочине.

Возле поста останавливаемся возле автобусной остановки. Решаем, что напрямую, через заливчик мы сэкономим массу времени и сил, благо имеется уже натоптанная рыбаками тропа.

Выруливаем на лёд. Еду третьим. Колбасит страшно. Велосипед то и дело старается спрыгнуть передним колесом с тропы в снег, едва-едва удаётся его удержать, заднее же, оказывается за пределами нахоженной части гораздо чаще. Виктор и Игорь постепенно отрываются от меня у уходят всё дальше: двадцать, тридцать, сорок метров... Наконец, ловлю передним колесом снежный нарост и чуть вообще не слетаю с байка. Восстанавливаю скорость и начинаю по чуть-чуть сокращать отрыв. Но вот он и берег. Виктор с Игорем останавливаются и ждут нас. Что ж, хорошая такая полуторокилометровая разминочка... Дальше дорога будет ровнее.

Едем по низу по накатанной рыбаками дороге. Сверху на холме садовые участки. Скоро нам него забираться - дорога делает развилку: нам направо,- подниматься к садам, та ветка, что налево, ведет на ледовую дорогу, которая пересекает водохранилище. Не доезжая развилки, фотографируемся на фоне покрытых изморозью деревьев. Жаль, солнце тогда ещё пряталось в тучах и эффектной подсветки не получилось.

Заезжаем на холм и притормаживаем на некоторое время. Дальше нам нужно уже по асфальтированной дороге спуститься с холма и пройти мимо посёлка Западный. После посёлка должны начаться проблемы в виде сильно обледеневшей дороги... Но зато здесь почти никто не ездит и не нужно то и дело пропускать автомобили!

Проезжаем посёлок. Самое начало дороги действительно очень обледенело. Еду медленно, твёрдо зная, что лучше не спешить и сохраняя приличную дистанцию от впереди идущих (у ведомого, едущего по подобной дороге, на дистанции менее 5 метров, очень мало время на принятие решения, нет обзора, и нет места для маневрирования, так как зачастую дорога представляет из себя два узких ледяных желоба, выпрыгнуть из которых, и на небольшой скорости, чрезвычайно сложно, даже если это не так, то любой незамеченный ледяной бугор не вовремя попавший под переднее колесо может привести к потере управления; а падать на лёд ооооооочень больно).

После посёлка дорога улучшается. Она несравненно лучше, чем неделю назад - снег присыпал лёд, а автомобили ещё и прикатали, так что колесо не пробуксовывает, не сносится, а чётко держится.

Забираемся на ещё один холм, а дорога проходит через его самую высокою точку. Еду, высматривая ледовые пятна на дороге - нам возвращаться назад по этой дороге, неделю назад на данном спуске мне это сильно помогло. Выглядывает солнце. Покрытые изморозью зонтики придорожной травы выглядят ну очень здорово. Игорь предлагает остановиться и сфотографировать. Отщёлкиваю несколько кадров. Трогаемся. Начинается спуск, более пологий; дорога наезженная, но льда нигде нет. Пропускаю всех вперед - мне вот так гораздо спокойнее спускаться. В самом конце спуска без проблем догоняю остальных. Уже в самом низу, у подножья холма, дорога перестает подсовывать снежные продольные горбы под колеса и можно подразогнаться.

Проезжаем какую-то бревенчатую хибару с куцым огородиком, свернув на развилке возле неё, влево. Дорога улучшается. Ни льда, ни косогоров, ни ледяных горбов - ровная снежная укатанная поверхность, по которой байк летит не хуже, чем по шоссе. Ещё одна развилка. Снова налево. Небольшой спуск и подъём. Впереди уже виднеются дома полузаброшенного садового посёлка. Над одним из них развивается красный флаг. В метрах ста от домов на дороге стоит микроавтобус, под берёзами - народ в тулупах, мангал - люди приехали на шашлыки. Заезжаем на холмик и огибаем по дороге ограды домов. Ещё сотня метров и мы выезжаем на шоссе, ведущее в Малиновку. Насколько можно увидать с холма и углядеть в заснеженных полях трассу, машин нет.

Время в районе половины второго.

Решаем, что дальше ехать нет смысла, ибо в противном случае нас до 4-х вечера не дождутся. Так что останавливаемся вблизи перекрёстка на каких-то земляных отвалах. Здесь, похоже, когда-то давно была ферма, во всяком случае, остатки стен и фундамента ещё присутствуют. Сейчас всё это покрыто снегом и деталей не рассмотреть.

Стоим, жуём взятые из дому бутерброды, печенье; пьем чай из термосов. Уже собрались собираться (масло масляное ;-), Игорь замечает вдалеке одинокого байкера. Чуть погодя по шлему я распознаю в нём Илью Шведова. Сигналим ему, дабы заметил нас. Он сворачивает на обочину.

- Народ, есть у вас что-нибудь попить и пожевать? - его первые слова.

Оказывается, он утром укатил на работу, так и не позавтракав, а потом, не пообедав, рванул за нами.

Наконец, трогаемся. Виктор предлагает возвращаться несколько иной дорогой. Что ж, здесь не заблудимся, а другие дороги знать полезно.

Проезжаем до въезда в деревню. Крутой поворот влево и выезжаем на широкую грунтовую дорогу. Ведёт она в сады.

Виктор, Игорь, Руслан и Денис быстро набирают скорость. Илюха меня окликивает:

- У тебя еще что-нибудь из поесть осталось?

Останавливаюсь,- дорога известная, догоним... Илья доедает остатки бутербродов. Тем временем из деревни выезжает "Нива" с аборигенами. На дороге никого, а сами аборигены похоже под градусом, и "Нива" начинает скакать от одной обочины к другой. Дело заканчивается тем, что машины глохнет движок. Водилу меняют, машину заводят и съехав на какую-то заснеженную полевую дорогу, вскоре исчезают из виду... Я вспоминаю изречение из рунетовской байки: "Чем круче джип, тем дальше топать за трактором". Илья просит рассказать эту историю полностью. Пока собираемся, начинаю рассказ. Не дошёл я и до четверти, как вернулась ранее уехавшая вперед группа - "Что случилось!?". Илья объясняет, что вусмерть голодный и вообще ехать мог еле-еле. Народ с пониманием относится к данному объяснению, а я начинаю рассказывать историю про джип заново...

Едем. После подъёма следует небольшой спуск и основная дорога уходит вправо, в сады. По нашей намеченной траектории остаётся лишь узкая дорога, собственно, даже и не дорога, а две заснеженные колеи, пробитые в сугробах. Спуск. Лечу за Виктором. Скорость приличная, что позволяет прорезать неслежавшийся снег без особых проблем. Но вот под снегом пошли земляные кочки, переднее колесо начинает опасно танцевать. Пытаюсь притормозить, куда там... Переднее колесо выпрыгивает и летит в серединный межколейный сугроб, удаётся его таки выдернуть обратно, но уже поздно - велосипед заваливается и я приземляюсь мордой в снег.

Ух. Освежает ё-маё! Встаю, повреждений никаких нет (основное, имхо, преимущество зимой - при падениях на снег достаточно сложно получить серьёзную травму - для этого надо ездить уж совсем безбашенно; а уж ободраться до крови, как это бывает летом при приземлениях на асфальт или щебень, вообще невозможно; гм, за исключением разве что при катании по обледенелой дороге и ледяному крошеву). Оглядываюсь. Остальные ещё далеко позади. Продолжаю скатываться вниз, но уже не так быстро.

Внизу Виктор поджидает остальных:

- Я так и думал, что тебе будет достаточно трудно здесь проехать.

Дорога дальше ухудшается - колеи становятся совсем узким, на их дне - лёд, который кое-где проламывается под тяжестью колеса. Дальше кончаются и колеи - здесь, похоже, в последний раз ездили месяца полтора назад. Так что с велосипедов приходится слезть и вести из рядом. Дорога всё хуже и Виктор предлагает, что уж лучше на неё больше не надеяться и выйти уже показавшейся грунтовке через поле с велосипедами в руках.

Пошли. Прошлые года на этом месте росла картошка, правда в последнее лето здесь всё заполонил бурьян - поле бросили, и поэтому идти тут было непросто - всякие низенькие металлические столбики - границы владений, проволока, консервные банки... и всё это скрыто снегом и прошлогодней травой.

Наконец, вышли! Как же приятно иметь дорогой гладкую твердую, пусть и заснеженную, поверхность!.. Здесь мы проезжали менее полутора часов назад. Следы всё ещё чётко видны на снегу не занесённые лёгкой позёмкой...

Сейчас нам снова предстоит подъём, а потому как мы уже возвращаемся, то можно и даже и вкрутить побыстрее, а вот дальше с этого спускаться придётся неспешно. Холм тот самый, через чью самую высокую точку проходит дорога, и, которая покрыта пятнами льда.

Как обычно, пропускаю всех на спуск вперёд. Лишь когда дистанция оказывается достаточно большой, начинаю спускаться сам...

После посёлка Западный резко сворачиваем в сторону водохранилища - где-то здесь должна быть ещё одна ледовая дорога на тот берег. И она таки нашлась. В достаточно хорошем состоянии, что по ней местами можно было ехать даже с приличной скоростью. Мест таких, правда, было немного, всё больше перемешанный автомобильными колёсами наст. Виктор с Игорем набирают скорость и уходят вперед. Ехать в их темпе невозможно! - дорога сильно ухудшается... Вскоре оказываюсь последним. И вообще иду пешком! Ё-маё! Но вот, вроде бы резво обогнавшие меня, тоже выбиваются из сил и решают, что катить велосипед всё-таки сподручней, чем ехать на нём. Я тем временем их уже почти догнал. Пара минут. Уже перегнал. Илья пытается ехать сбоку от дороги, где не так сильно разбита дорога, но безуспешно - наст не держит вес велосипедиста, проламывается и гасит в итоге скорость.

Так, вроде дорога стала чуть получше. Сажусь на байк. Проезжаю сотню метров и зарываюсь передним колесом в очередную колдобину. Снова иду. Снова сажусь. Снова иду...

Метров за семьсот от берега сажусь в седло и кручу до берега уже окончательно, не смотря ни на какие ямы, наст и занесённые снегом колеи. Остановился. Выдернул байк из снега. Поехал. Остановился. Выдернул. Поехал... Когда до берега осталась пара сотен метров нашлась и замечательная автомобильная колея, по которой можно было уже лететь.

Выезжаю на берег, останавливаюсь возле пляжного грибка. Там стоят и улыбаются Игорь и Виктор. Говорю им, что хорошо бы как-нибудь подобный заезд повторить и начинаю расстёгиваться - пот льёт градом; сильно, впрочем, не раздеваюсь - не хватало ещё простудиться. Подъезжает Илья. Тоже весь упаренный. Тоже начинает расстёгиваться. Следом - Денис и Руслан.

Минут через 10 трогаемся.

Проезжаем посёлок, проходим восточным берегом Изумрудного карьера. А вот и наше старое насиженное место! И все ещё тут! И даже ещё чай остался!.. Какое же это блаженство - сесть возле костра, прислониться к берёзе, вытянуть ноги и, потихоньку отхлёбывая, пить чай...

Виктор вынимает из рюкзака мяч. Его накачивают. И пошла игра в волейбол...

...Вечереет. Тушим костёр, запаковываем рюкзаки - пора домой. До Курчатова едем вместе, далее - маленькими группками, каждая в свой ближний или дальний уголок Челябинска...

До встречи в следующее воскресенье...



(c) remm, 12-03-2004