Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Походы 2007 год Велопоход по Южному Уралу
Действия с Документом

Велопоход по Южному Уралу

Виктор ПетровПоследнее изменение: 2010-07-02

Велопоход 3-й (4-й на самом деле) категории сложности по Южному Уралу, совершённого туристами Челябинского турклуба "Родонит" с 15 по 24 сентября 2007 года

Теги: Южный Урал

Фотогалерея



1. Справочные сведения о походе

Идея похода

Целью было проехать по самым красивым, труднодоступным, но, тем не менее, проезжим дорогам и тропам горно-заводской зоны Южного Урала. И заодно определить, какой категории трудности будут протяженные препятствия в этом маршруте. Поскольку в 2005 году в ЦМКК решили, что максимальная категорийность района – третья, маршрут был заявлен как поход 3 категории сложности. Кроме того, было желание подняться на самые красивые вершины, рядом с которыми пролегал путь: Ицыл, Нургуш, Иремель.

Сведения о маршруте

Вид туризма: велосипедный.

Категория сложности: третья (заявленная), четвёртая (по расчётам после похода).

Маршрут: Челябинск - Чебаркуль – Сарафаново – пер. хр.Чашковский – Черновское - Атлян – Сыростан – Александровская сопка – р.Куштумга – р.Сухокаменка – пер. хр.Уральский – Киалимский кордон - Златоуст – Медведевка – Сибирка – пер. хр.Нургуш - р.Б.Березяк – Тюлюк – хр.Бакты (радиально) – Юрюзань – Мурсалимкино – Лаклы – Межевой – Сатка - Бердяуш – Челябинск.

Протяженность активной части: 506 км.

Продолжительность активной части похода: 10 дней.

Подъезд и отъезд

15 сентября 7:18, электропоезд Челябинск – Миасс.

24 сентября 18:25, электропоезд Кропачево – Челябинск.

Аварийные выходы с маршрута

С любой точки веломаршрута выход до дороги с движением автотранспорта не более 30 км.

Изменения маршрута

  1. Сложность участка Александровская сопка – Ицыл – Златоуст оказалась не 2*3КТ, а 2*4КТ + 1*3КТ и потребовал почти на сутки больше времени (сложности добавил еще и дождь). Поскольку продолжительность похода была минимально возможной, резервов времени не было, и имелась информация о том, что в дождь сложность участка Веселовка – Сибирка значительно возрастает (грунтово-глинистые дороги), было решено проехать участок Златоуст – Сибирка по более простому пути через Медведёвку (вместо планируемого ПП 3-й КТ пройти ПП 2-й КТ). Тем более, было ясно, что итоговая сложность маршрута всё равно окажется выше запланированной.
  2. На участок пер.Нургуш – Юрак не было информации о состоянии и наличии дороги вообще, он рассматривался как разведочный, с полным прохождением в благоприятном случае. К сожалению, погодные условия привели грунтовки в непроезжее состояние, поэтому у Олимпиева кордона было решено пройти участок до Тюлюка по запасному варианту.

Сведения об участниках похода

Таблица 1. Список участников
Ф.И.О. Фото Год рождения Туристский опыт Обязанности в группе
Вело Пеший
Петров Виктор Анатольевич foto 1969 6 кс (У) Кавказ,
3 кс (Р) Алтай
4 кс (У) Алтай,
3 кс (Р) Алтай
Руководитель, завхоз, казначей
Первушин Юрий Павлович foto 1956 1 кс (У) Ю.Урал 2 кс (У) Сев. Тянь-Шань Реммастер, медик, секретарь
Черепанов Юрий Владимирович 1968 4 кс (У) Ср.Азия,
1 кс (Р) Ю.Урал
3 кс (У) З.Саян Фотограф

Сведения о районе путешествия

Карта 1 Карта 2

Горнозаводская зона Южного Урала представляет собой горно-таежную местность. Живописность и неповторимость горных пейзажей Юрмы, Таганая, Ицыла отмечали многочисленные ученые, путешественники, художники и писатели. За свою красоту эти места часто сравнивали со знаменитыми альпийскими ландшафтами, называя их "Русской Швейцарией" и "Уральским Тиролем". Абсолютные высоты хребтов от 600 до 1600 м: Нургуш (1406 м), Бакты (1048 м), Зигальга (1427 м). Большой Иремель (1582 м) является второй по абсолютной высоте после Ямантау (1640 м) вершиной Южного Урала. Хребты вытянуты с северо-востока на юго-запад на 15-40 км.

В горной части области в растительном покрове прослеживается вертикальная поясность. В наиболее высокогорной части Южного Урала различают три пояса. Основным из них является пояс горно-таежных темнохвойных лесов, простирающийся до высоты 1000-1500 метров над уровнем моря. В нижней его полосе преобладают пихтово-еловые леса, среди которых встречаются лиственнично-сосновые леса, иногда с липой в подлеске. Там, где основные породы были вырублены, выросли осиново-березовые леса. Леса в этом поясе чередуются с луговыми полянами. Выше идет подгольцевый пояс, переходный от горно-таежных к гольцевому. Прирост древесины здесь замедлен более суровым климатом и коротким вегетационным периодом. Лес в этом поясе редкий и низкорослый (криволесье из ели, пихты, лиственницы, березы, рябины), чередуется с влажными субальпийскими лугами из горца альпийского, кислицы, ветренницы пермской и др.

Вершины гор высотой более 1200 м заняты гольцами. Лес здесь не произрастает. Это пояс каменных россыпей и горных тундр, покрытых мхами, лишайниками, тундровым разнотравьем и ягодниками, включая бруснику, голубику, водянку, горец живородящий, качим уральский и другие.

Климат характеризуется соседством двух областей - атлантико-лесной и континентальной западно-сибирской. Рубеж между этими областями выражен резко и отчетливо, проходя в верхней части восточных склонов хребтов, обращенных к Зауралью. К западу на климат местности в течение большей части года влияют влажные и прохладные атлантические воздушные массы; к востоку - умеренно-влажные арктические. Кроме того ощутимое влияние на оказывают сухие и теплые воздушные массы, приходяшие из южно-азиатских регионов. В целом горнозаводская зона находится в климатическом районе с прохладным и избыточно-влажным климатом, для которого характерны следующие показатели:

  • продолжительность безморозного периода 70-105 дней;
  • максимальные температуры до +38°C, минимальные до -50°C;
  • среднегодовое количество осадков 500-1000 мм;
  • продолжительность периода с устойчивым снеговым покровом 160-190 дней;
  • средняя дата появления снежного покрова 9 ноября, а сход - 8 апреля;
  • влажность воздуха 64-84 %;
  • средняя дата замерзания рек - 6 ноября, а вскрытие - 11 апреля.

2. График движения и техническое описание

График движения

Таблица 2. График движения
Дни пути Дата Участок пути Протяженность, км Чистое ходовое время Препятствия Метеоусловия
1 15.09 Чебаркуль – Александровская сопка 80,5 6:08 Перевал, лесные дороги и тропы Дождь до 15:00, вечером ясно
2 16.09 Александровская сопка – Киалимский кордон 39 5:45 Заросшая размытая дорога, лужи, перевал Дождь, вечером сильный
3 17.09 Киалимский кордон – р.Тесьма 21 5:30 Болота, валуны, тропа, размытая крупнокаменистая дорога Днем ясно, утром и вечером пасмурно
4 18.09 р.Тесьма – р.М.Сатка 88,3 6:10 Лесная грунтовка, пересеченный рельеф Утром пасмурно, вечером дождь
5 19.09 р.М.Сатка – р.Б.Березяк 30,5 5:30 Лесные разбитые грунтовки, болота, лужи, валуны, гать, перевал, брод Весь день дождь, низкие тучи, туман
6 20.09 р.Б.Березяк - Тюлюк 28,3 5:35 Лесные заросшие грунтовки, болота, глина, броды Легкая облачность
7 21.09 Тюлюк - Первуха 51,3 3:20 Пересеченный рельеф Утром заморозок, временами облачно
8 22.09 Первуха - Межевой 88,2 6:00 Пересеченный рельеф, полевая грунтовка после дождя Утром заморозок, с 13:00 дождь
9 23.09 Межевой - Сатка 38,6 2:55 Полевая грунтовка, перевал До обеда пасмурно, после облачно
10 24.09 Сатка - Бердяуш 40,3 2:30 Пересеченный рельеф Утром ясно, к вечеру дождь
Итого: 506 49:23

Описание прохождения маршрута по дням

1 день. 15 сентября.
Чебаркуль – Черновское – Александровская сопка.

Пробег 80,5 км. Чистое ходовое время 6 ч 08 мин

9:30 – 0 км – 325 м: В 9 утра приехали в Чебаркуль [фото 1]. На вокзале отметили маршрутку. Почти сразу пошел дождь, похолодало. Проехав 700 м по ходу движения электрички на запад, повернули налево в сторону Малково.

10:15 - 9,9 км: Пересекаем трассу M5. Дождь усилился.

10:34 – 15,5 км – 373 м: Остановились в Сарафаново на остановке у поворота, пережидаем сильный дождь, переобуваемся.

11:04: Продолжаем движение, сворачиваем в направлении оз.Еланчик. По деревне асфальт, затем хороший грейдер до озера.

11:22 – 20 км: Дорога уходит от берега, идет в обход баз отдыха по лесу с перепадами 30-60 м.

12:01 – 26,4 км – 386 м: Пересекаем хорошую грунтовую дорогу, идущую по просеке в направлении Север-Юг, продолжаем движение на запад, дорога ухудшается, превращается в заросшие колеи, местами перегороженные упавшими стволами. Устраиваем перекус под деревом.

12:43 – 27,4 км: Выехали на идущую перпендикулярно движению дорогу, делаем разведки в 2 стороны. Влево дорога уходит на Ю-З. Едем вправо, почти сразу перейдя ручей дорога поворачивает на С-З и идет на подъем. Дорога заросла травой, но сухая, несмотря на непрекращающийся дождь [фото 2].

13:26 – 29,7 км – 501 м: Перевал, дальше спуск в направлении на С по просеке. По мере подъема травы все больше, колеи пропали. На перевале это уже тропа, а не дорога. Немного спустившись, замечаем, что дальше идет только просека, причем не в том направлении, но еще до перевала был второстепенный свороток налево, возвращаемся к нему метров на 400 назад. Через 250 м слабая колея выводит на другую просеку с дорогой, идущей на С-З. Ещё через 150 м сворачиваем левее на 3-С-З в направлении Черновского. Много развилок, соединений троп и заросших дорог, выбираем подходящие по направлению и более проезжие.

13:55 – 31,9 км – 563 м: Это уже настоящий перевал через Чашковский хребет, дальше спуск, местами крутизной до 12%. Разгоняться нельзя – тропа местами перегорожена упавшими стволами. Повсюду скалы-останцы [фото 3]. Движемся по кратчайшему пути к Черновскому, заброшенная дорога перешла в тропу, та вскоре вышла на большую поляну, заросшую крапивой, перешла ручей и поднялась на крутой левый берег.

14:16 – 35 км – 395 м: Выехали на грунтовую дорогу, перешли вброд р.Черная, далее развилка, мы едем прямо по дороге на взгорок - метров 20 круто вверх. Оттуда уже видно Черновское через 300 м.

14:38 – 37,5 км: Выехали на асфальт Кундравы – Миасс.

15:03 – 40,5 км – 347 м: Разведки и дождь отняли время, поэтому решили пообедать в придорожном кафе на M5. Управились за полчаса.

16:10 – 48,2 км – 485 м: Взяли небольшой перевал.

54,7 км: Сворачиваем на Ниж.Атлян [фото 4]. Погода налаживается.

16:55 – 58,7 км: На въезде в Верх.Атлян сворачиваем налево, к карьеру.

17:04 – 62,1 км – 363 м: Сворачиваем направо, в направлении на север, на грунтово-каменистую дорогу, идущую в Сыростан. Начинается подъем, сначала пологий, далее встречаются ступени крутизной в 12-15%. Колеи размыты, много идущих параллельно объездов.

17:25 – 64,2 км – 460 м: Заканчивается крутой участок, дорога поворачивает налево.

17:30 – 65,3 км – 464 м: Верх перевала, дорога повернула снова направо, дальше крутой спуск длиной 1 км к Сыростану по каменистой дороге [фото 5]. Встречаются крупные камни, также есть один поворот, где следует притормаживать.

17:40 – 67,8 км – 379 м: Центр Сыростана, красивый храм. Докупаем продукты на предстоящие 2 автономных дня. Далее едем в сторону п.Хребет, на запад.

18:32 – 72 км – 391 м: Не доезжая п.Хребет, свернули с асфальта на грейдер направо, далее вдоль пруда с плавным набором высоты.

18:44 – 74,7 км – 462 м: Проезжаем под ж/д мостом, можно набрать воду в р.Сыростан, дальше по маршруту её долго не будет. Через 1 км подъем становится крутым: 6-10%.

19:24 – 78,1 км – 617 м: Выехали на трассу Миасс – Златоуст под Александровской сопкой, едем в сторону Златоуста, ищем грунтовку, идущую на север вдоль Александровской сопки .

19:38 – 79 км – 627 м: Нашли, сворачиваем вправо, сразу начинается крутой подъем к Александровской сопке.

20:13 – 80,4 – 726 м: Справа видны скальные вершины сопки. Ручейки, на которые мы надеялись, превратились в болотце. Решили вставать без питьевой воды, а за водой на ужин и завтрак налегке съездить в Уржумку. Вокруг много дров и хороших мест для палатки.

2 день. 16 сентября.
Александровская сопка – р.Куштумга – пер.хр.Уральский – к.Киалим

Пробег 39 км. Чистое ходовое время 5 ч 45 мин

9:52 – 0 км – 703 м: Под утро опять пошел моросящий дождь, но, пока собирались, закончился. Наша дорога заросла травой, в неглубоких колеях лужи и грязь, едем посередине. На первых двух километрах дорога часто меняет направление, в целом идет траверсом с перепадами до 20 м. Есть несколько развилок, мы выбираем более наезженную и подходящую по направлению дорогу. Вверх, на восток отворачивают слабенькие, очевидно, сенокосные, а вниз нам не надо. Местами тропа, проложенная прямо по дороге, сворачивает в лес, спрямляя изгибы дороги. Мы тоже едем по тропе, по ней даже лучше двигаться, лишь иногда приходится объезжать упавшие стволы или камни. Большой плюс в том, что трава уже не такая густая, как летом, поэтому и тропу и дорогу видно, да и ехать легче. Средняя скорость на этом участке - 4,6 км/ч.

10:38 – 3,7 км – 699 м: С запада пришла еще одна дорога, наша выходит на нее. Через 200 м пересекаем ЛЭП, здесь же подходит дорога с восточной стороны Александровской сопки. Дальше едем по дороге, идущей в северном направлении. По этой дороге иногда ездят «Уралы», колеи глубокие, много грязи, луж, средняя скорость 4,6 км/ч. У одного участника полуслики спереди и сзади, его постоянно стаскивает в грязь. Дорога идет чуть ниже и на 300 м западнее, чем на карте-километровке, другой нет. Перепады до 30 м.

11:03 – 5,5 км – 705 м: Спустились к более наезженной и более разбитой дороге, идущей с Ю-З на С-В. Теперь грязи стало поменьше, зато ехать приходится по крупным камням [фото 6], иногда прямо по дороге течет ручей, встречаются глубокие лужи на всю ширину дороги. Скорость упала до 3,3 км/ч. Опять моросит дождь.

11:33 – 7 км – 708 м: Пересекаем высоковольтную стрекочущую ЛЭП с широкими опорами и несколькими нитками, вдоль нее идет плохая глинистая неровная грунтовка. Через 400 м еще одна ЛЭП с узкими опорами и меньшим напряжением. Вдоль этой ЛЭП тоже есть слабая дорога. Делаем разведку, поскольку на карте показана дорога, идущая параллельно ЛЭП, сворот на нее метрах в 500 впереди. Была там когда-то дорога, сейчас совсем заросла, завалена упавшими деревьями, даже пешком передвигаться по ней было бы очень сложно.

12:02 – 7,4 км – 702 м: Далее едем вдоль последней ЛЭП, сначала с плавным набором высоты.

12:11 – 8,3 км – 726 м: Небольшой поворот, начинается плавный спуск к Куштумге, дорога стала хуже, с глубокими колеями, заболоченными участками, крупными камнями, но большей частью ехать можно, хоть и на пределе [фото 7]. Приходится останавливаться каждые 100 м, чтобы «самокатом» пройти сложные участки. Вверх пришлось бы много идти пешком, но мы спускаемся.

12:47 – 11,9 км – 579 м: Переезжаем вброд Каменку, приток Куштумги, на другую сторону от ЛЭП. Здесь развилка, едем вниз.

13:35 – 14,1 км – 481 м: Снова переезжаем речку Каменка, больше стало заболоченных участков.

13:47 – 15,4 км – 433 м: Переезжаем вброд реку Куштумга, начинается подъем, направление то же.

14:02 – 16 км – 468 м: Пересечение с дорогой, идущей с Ю-В на С-З, поворачиваем на С-З. С небольшим понижением доезжаем до большого поля, заросшего бурьяном и крапивой – здесь раньше был кордон.

14:12 – 16,5 км – 450 м: Дорога разделяется, едем 200 м «галсами» по краю поля на восток, затем сворачиваем на слабенькую дорогу на север, снова на восток, стараясь придерживаться выбранного по карте маршрута. Дорога вся изрыта норами, перепахана.

14:18 – 17 км: Нам нужно на север, поэтому свернули на слабенькую, едва проезжую дорогу, пересекающую заброшенное поле.

14:25 – 17,5 км: Выехали на дорогу, идущую с перевала от оз.Тургояк и далее на север вдоль Куштумги. Она чуть получше, хотя тоже заросшая, часто встречаются топкие лужи и грязь. Пешеходы натоптали тропу, по их следам мы и едем в сложных местах. Иногда приходится спешиваться и обходить грязь по лесу. Средняя скорость 6,8 км/ч.

14:56 – 21,2 км – 401 м: Сворачиваем с дороги налево к р.Куштумга, переезжаем реку вброд, глубина до 30 см. Обед. Временами дождь.

16:20 – 21,4 км: – Выехали с обеда, едем 200 м на С-В до дороги, идущей от п.Сев.Печи, дальше вверх вдоль р.Сухокаменка. Дорога немного раскисла от дождя, внизу часто встречаются большие лужи. Примерно через 2 км начинается заметный подъем, ручьи на дороге, местами сохранились участки гати. Чем выше, тем круче становится подъем, дорога из грунтовой превращается в каменистую, местами сильно размытую ручьями.

17:15 – 26,8 км – 556 м: Дорога подошла вплотную к р.Сухокаменка. На левом берегу стоянка и тропа на Крутой Ключ. Средняя скорость с обеда 6 км/ч. Через 500 м дорога поворачивает на запад, уходя от реки. Крутизна возрастает до10%, подъем по крупным камням.

18:01 – 28,7 км – 664 м: Резкий поворот на север, ненадолго становится положе.

18:22 – 30,1 км – 739 м: Снова резкий поворот на запад круто вверх, на север продолжается заросшая дорога. Метров 50 проходим пешком, потом можно ехать на самой низкой передаче.

18:32 – 30,7 км – 817 м: Перевал через хр.Уральский, граница Европы и Азии, которую мы пересекаем уже второй раз за день [фото 9]. Туман, холодный ветер.

18:40 – 31,5 км – 776 м: Спустились, поворачиваем на север, дальше траверсом вдоль хребта. Пошел дождь. Дорога совершенно раскисла, грязь и лужи. Средняя скорость 5 км/ч. Встретили косулю.

19:17 – 34,5 км – 765 м: Поворот на запад, начинается спуск. Пережидаем ливень под деревьями. Отсюда можно подняться на Ицыл, до вершины всего 1,5 км. Погода не дает.

19:36 – 35,6 км – 712 м: Спуск закончился, далее траверс. Дорога повернула на С-З. Сильный дождь, грязь, боковое скольжение.

20:00 – 37,8 км - 689 м: Начался спуск к речке Киалим, наибольшая крутизна перед рекой. Тормоза V-brake не держат, грязе-кварцитный абразив стачивает колодки за считанные минуты, приходится подтормаживать ботинком.

20:09 – 39 км – 619 м: Река Киалим, переходим по узкому пешеходному мостику, по очереди перенося рюкзаки и велосипеды, на левый берег к Киалимскому кордону [фото 10]. Координаты кордона: 55°20,570’с.ш., 59°56,066’в.д. Никого нет, прячемся от дождя в предбаннике. Очень трудный выдался день.

3 день. 17 сентября.
к.Киалим – приют «Таганай» - р.Тесьма

Пробег 21 км. Чистое ходовое время около 5ч 30 мин (велокомпьютер отсырел)

Утром было пасмурно, но пока собирались, появились разрывы и даже солнце. Пришлось прочищать и регулировать тормоза, переключатели скоростей. Надо было это сделать вчера, потому что грязь с глиной, к утру ссохлась и превратилась в монолит, пришлось повозиться, потому выход получился поздний.

10:54 – 0 км – 625 м: Сразу же началось болото, разбитая вдрызг дорога с глубокими топкими колеями, приходится идти большей частью пешком, перебираясь с одной обочины на другую или по лесу параллельно дороге. После небольшого подъема появляются участки, где можно проехать. Средняя скорость 3 км/ч.

11:37 – 651 м: Вышли на бывшую ЛЭП, повернули градусов на 40 южнее.

11:54 – 3,5 км – 656 м: Перешли вброд по камням 2 притока Киалима, узких, но глубоких. Начинается ощутимый подъем на водораздел. Болот стало меньше, зато много крупных камней, овраги, дорога размыта [фото 11]. Ехать на пределе получается 50-70% пути.

13:08 – 8 км – 745 м: Сворачиваем с просеки ЛЭП направо, через 200 м – приют «Таганай» [фото 12]. Координаты приюта: 55°18,105’с.ш., 59°51,605’в.д. Никого нет, не сезон. Дальше есть 2 тропинки: нижняя, самая короткая, выходит снова на ЛЭП и пробирается через болота. Но мы решили идти по верхней, через лес, чтобы проехать хотя бы часть пути. Через 3 км они сходятся.

13:33– сразу начинается подъем (10-15%). Мешают большие камни и торчащие корни, тропа чисто пешеходная.

14:01 – 9,7 км – 846 м: Переходим ручеек – левый исток р.Б.Киалим, выходим на большую поляну. Здесь развилка, вправо-вверх идет тропа на Круглицу, мы едем вниз на юг, куда идут тропа и колеи.

14:34 – 12 км – 795 м: Снова выехали на ЛЭП, опять болота, причем глубокие, обходим по тропинке по лесу, рюкзаки не снимаем с багажника. Ехать получается совсем редко.

14:51 – 13,1 км – 787 м: Начался спуск, на ручейке встали на обед.

16:00: Продолжаем движение. Участки болот с обходами по лесу чередуются с относительно сухими, но заваленными крупными камнями. Едем менее половины по расстоянию. Чем ниже, тем больше проезжих участков.

17:00: Справа стоянка, за ней каменная река, с которой хорошо смотрится г.Двуглавая [фото 13]. В основном, уже едем, хотя приходится часто спешиваться.

17:50 – 19,5 км – 544 м: Дорога дважды пересекает каменные реки и отходит правее просеки ЛЭП. Встречаются грязные участки и броды, но чаще покрытие каменистое, поросшее низкой травой. Не разгонишься, но вниз ехать можно.

18:12 – 21 км – 496 м: Подъехали к мосту через Б.Тесьму. Погода опять портится, темнет, начинает покапывать дождь. Вставать можно либо здесь, либо где-то за Златоустом, а надо еще продукты купить на дальнейший путь. Да и силы не беспредельны, очень тяжелая «дорога» сегодня была. Понимаем, что отстаем от графика, но все же решаем встать здесь на ночевку. Примерно прикинув сложность препятствий последних двух дней, понимаю, что минимальный троечный набор протяженных препятствий мы уже прошли. Впереди их еще много, даже слишком. Впереди участок Веселовка – Сибирка, проходящий по глинистым грунтовкам, в дожди он становится малопроходимым. Ясно, что там мы бы еще потеряли полдня. А потом еще более сложный перевал Нургуша с выходом к Тюлюку. Реально оценив сложившуюся ситуацию и погодные условия, принимаем решение пройти участок до Сибирки не через Веселовку, а через Медведевку, что позволит догнать свой график. И хотя этот участок проще, по сложности препятствий у нас все равно получится перебор.

4 день. 18 сентября.
р.Тесьма – Златоуст – Медведевка – р.М.Сатка

Пробег 88,3 км. Чистое ходовое время 6ч 10 мин

9:42 – 0 км: Иногда моросит дождик, небо затянуто тучами. Переезжаем Тесьму по мосту. Дорога раскисшая, с колеями и грязью.

9:56 – 1 км – 506 м: Переезжаем вброд приток Тесьмы, на развилке сворачиваем влево на старую дорогу, по которой сейчас идет пешеходная тропа. Очень глубокие размытые колеи. Несколько раз приходится спешиваться, остальное проехали.

10:07 – 2,2 км – 529 м: Выезжаем на ЛЭП, здесь хорошая грунтовка.

10:18 – 3,8 км – 496 м: После небольшого подъема был крутой спуск до ручья. На спуске приходится тормозить – колеи очень глубокие, а обочина скользкая и с наклоном. Отмываемся в ручье от грязи и едем к вокзалу Златоуста.

10:42 – 5,1 км – 509 м: Проехали частный сектор, выехали на асфальт, к вокзалу влево-вниз, затем по главной дороге.

10:48 – 7,4 км – 469 м: Привокзальная площадь, ищем батарейки и аккумуляторы, находим не сразу, да и те оказываются полуразряженными... Дальше в центр по главной дороге.

11:37 – 12,5 км – 418 м: Плотина городского пруда, переезжаем на левый берег р.Ай, затем поворачиваем направо, мимо памятника Аносову [фото 14] и дальше по главной дороге, следуя указателям на Кусу.

11:52 – 14,3 км – 413 м: Рынок, закупаем продукты на 3 дня, обедаем.

13:06: Продолжаем движение, следующая цель – Медведёвка.

13:17 – 17,5 км – 402 м: Поворот под 90° на запад, начинается крутой подъем до высоты 455 м, затем крутой спуск, разносит до 57 км/ч.

13:26 – 20 км – 411 м: Мост через р.Ай, конец г.Златоуст. Трасса на Кусу – новый асфальт, перепады высот 40-50 м, 3 подъема до Медведёвки.

14:12 – 31,2 км – 390 м: Въехав в Медведёвку [фото 15], после небольшого подъема сворачиваем с Кусинской трассы налево, в сторону ж/д станции, через 250 м ещё раз налево к ж/д переезду, за переездом через 100 м направо. Далее дорога в Куваши идет вдоль ж/д путей. Это накатанный грейдер с небольшими перепадами. Перед п.Куваши начинается асфальт.

14:59 – 41 км: Мост через реку Ай

15:08 – 43,5 км: Мост через р.Куваши в п.Куваши. Начинается длинный подъем к трассе M5.

15:34 – 50,4 км – 455 м: Выехали на трассу M5 «Челябинск – Москва», едем в сторону Сатки. Перепады высот порядка 50 м, все время едешь либо вверх, либо вниз. Дорога узкая, приходится сворачивать на обочину, пропуская большегрузы.

16:39 – 65,5 км – 470 м: Берёзовый мост, пост ГИБДД, кафе, стоянки, родник. Пошел сильный непрекращающийся дождь. Немного постояли под навесом, но всё беспросветно. Делать нечего, надо ехать дальше. Езда по M5 в дождь – занятие не для слабонервных. Мало того, что фуры выжимают на обочину, так теперь они еще в шлейфах брызг, окатывают с головы до ног. Резко стемнело, хотя до заката еще далеко. Вскоре пришлось включить задние фонари и при звуке приближающейся сзади машины сворачивать на обочину.

17:17 – 75,6 км – 446 м: Сворот на Сибирку, дальше идет грейдер. Как хорошо, что нет машин! Еще раз пытаемся дождаться под крышей беседки, когда дождь ослабнет, но бесполезно. Зато перекусили.

18:55 – 83,9 км – 518 м: После сворота поднялись до высоты 580 м, затем был довольно крутой спуск до притока р.М.Сатка, сразу за ним влево уходит дорога на карьер Карелка.

19:20 – 88,3 км – 490 м: Мост через р.М.Сатка. Надо вставать. Самое лучшее место оказалось под мостом на левом берегу. Вокруг дождь, все мокрое, а у нас сухой уголок [фото 16]. И даже можно посидеть у костра, скипятив чай второй раз. Река хоть и близко к истокам, почти горная, но на метр вода не поднимется – все же не тропический ливень.

5 день. 19 сентября.
р.М.Сатка – Сибирка – пер.хр.Нургуш – р.Б.Березяк

Пробег 30,5 км. Чистое ходовое время 5ч 30 мин

9:40 – 0 км – 490 м: Моросит дождь, всё затянуто низкими тучами. Дорога до Сибирки грязная, но не раскисла. Почти до Сибирки подъем до высоты 585 м, потом крутой спуск в посёлок [фото 17] до моста через р.М.Сатка.

10:20 – 6,6 км: Сибирка. Магазин есть, но когда он открыт, непонятно. У нас все продукты уже есть, не стали надеяться на этот магазинчик [фото 18]. После моста начинается подъем длиной 4 км. Дорога ухудшается, видно, что по ней нечасто ездят. Появляются промоины, грязь, ручьи. Спуск тоже длинный, 3 км. Особо не разгонишься из-за промоин, да и грязь летит из под колес.

11:35 – 13,4 км –620 м: Олимпиев кордон. Налево уходит дорога на перевал между Большим и Средним Нургушом. Основной вариант туда, но за перевалом неизвестный участок, где отсутствует дорога даже на карте, хотя нарисована просека и вроде есть тропа. Однако, идет непрекращающийся дождь, горы полностью закрыты, и мы решили не рисковать и проехать до Тюлюка по запасному варианту – здесь, по крайней мере, ходили пешком и представляем, что нас ждет. Спускаемся направо до притока Калагазы. Дальше дорога резко ухудшается. Через каждые 10-20 м огромные лужи на всю проезжую часть шириной. Глубокие с илистым дном большей частью. Приходится объезжать по обочинам, либо спешиваться. И так 2,5 км до развилки. Направо идет зарастающая заброшенная дорога к р.Юрюзань, мы сворачиваем налево, на дорогу к перевалу между Средним и Малым Нургушом.

12:09 – 16,4 км – 581 м: Полуразрушенный мост через р.Б.Калагаза. Осторожно переходим пешком. Далее начинается подъем к перевалу, сначала 3%, затем все круче и круче, до 12%. По колеям текут ручьи, часто встречаются участки гати, крупные гладкие камни с наклонными гранями, с которых соскальзывают колёса. Подниматься в седле трудно, но возможно, хотя иногда участки до 20 м приходится проходить пешком.

13:21 – 20,7 км – 764 м: Ручей поперек дороги, встаём на обед.

15:10: Вышли с обеда [фото 20]. Пересекли язык курумной осыпи, второй ручей, подъем стал круче, дорога хуже. Больше промоин, валунов, местами разбитая гать, заболоченные колеи. Ближе к перевалу подъем выполаживается.

15:58 – 23,3 км – 915 м: Перевал между Средним и Малым Нургушами [фото 21]. Спуск очень пологий [фото 22], много болот вверху и особенно ближе к р.Березяк. Колеи размыты ручьем, текущим прямо по дороге. Заболоченные участки изрезаны колеями «Урала», иногда приходится обходить пешком. Подниматься вверх пришлось бы больше пешком, а вниз проезжаем почти все, за исключением обходов болот, но на грани. Лучше всего ехать по каменистому дну ручья, где не очень глубоко. Вода чистая, дно видно хорошо.

16:22 – 26,1 км – 817 м

17:29 – 29,4 км – 694 м: Обошли болото по лесу слева от дороги, немного погодя развилка. Наезженная колея сворачивает вправо и идет в обход заболоченной низины. Прямо идет след квадрацикла. Делаем разведку и решаем ехать по слабой тропинке в траве вдоль наезженной колеи. Через 200 м резкий поворот налево, переезжаем ручеек. Через 350 м еще раз резко налево. Дорога заболочена, переходим на тропинку, идущую вдоль дороги по лесу.

18:00 – 30,3 км – 681 м: Река Б.Березяк, моста нет, глубина до 60см, течение небыстрое. В 100 м ниже по течению можно перебраться вброд по камням, почти не замочив ног, используя велосипед в качестве точки опоры.

18:23 – 30,5 км: Устраиваемся в избе с нарами. Дождь так и моросит с утра, не переставая.

6 день. 20 сентября.
р.Б.Березяк – хр.Ягодный – Тюлюк

Пробег 28,3 км. Чистое ходовое время 5ч 35 мин

Рядом с избой красивый скальный гребень, заросший лесом. С утра тучи начало раздувать, к моменту выхода они остались только на верхушках хребтов. Настроение стало отличное.

9:33 – 0 км – 709 м: От избы на юго-запад уходит хорошая прямая дорога по просеке. Всего через 400 м начались болота. Приходится обходить по тропинкам вдоль дороги [фото 24].

9:57 – 1,5 км – 669 м: Поворот на юго-восток, затем на восток.

10:02 – 1,8 км: Брод через М.Березяк [фото 25]. Переправляемся, поочередно перенося рюкзаки и велосипеды. У нас есть одна пара сапог от химзащиты, перекидываем их друг другу через реку.

10:34: Дальше идет полузаросшая дорога уже без болот. Снова поворачиваем на Ю-З, плавно набираем высоту.

10:39 – 2,4 км – 688 м: Порвалась цепь у Юры Первушина. С трудом удалось выжать пару звеньев, по очереди применяя 2 выжимки: такая цепь попалась, очень китайская. Потеряли 50 минут.

11:56 – 4,6 км: Поднявшись до высоты 715 м, немного спустились вниз и повернули на 90° налево. На карте её нет, дорога порядком заросшая – иногда возникают сомнения, а куда же она нас выведет в итоге. Через 300 м переехали через приток Березяка, дорога повернула почти на 180° и пошла на запад, набрав высоту в 733 м. Потом повернула аж на С-З и вниз... Стало понятно, что едем вдоль Березяка, огибая непроезжие места.

12:17 – 5,9 км – 717 м: Очередной поворот, теперь общее направление на запад.

13:01 – 10 км – 644 м: Спустились к руслу р.Березяк, есть очень хорошие места для стоянки. Слегка повернули, и едем уже на Ю-З.

13:07 – 10,5 км: Переехали приток Березяка, начался крутой подъем по заросшей травой дороге.

13:21 – 11,1 км – 687 м: Поднялись на мини-перевал, отсюда видны скальные вершины М.Нургуша, а впереди – отроги Иремеля [фото 26]. Дальше спуск.

13:36 – 12,8 км – 637 м: Переходим по остаткам моста приток Березяка, впереди снова подъем.

14:00 – 14 км – 667 м: Поднялись до высоты 673 м, немного спустились и резко повернули налево, на юг.

14:13 – 15,7 км – 641 м: Снова поворот, едем на запад.

14:33 – 16,8 км – 616 м: Переходим вброд р.Кандрюш, глубина 30см. Продолжаем ехать по заросшей травой дороге с колеями [фото 27].

14:55 – 18,2 км – 628 м: Небольшой чистый ручей в лесу, удобное место для обеда.

16:23: Выезд, поднялись до 655 м и снова вниз.

17:02 – 21,1 км – 620 м: Переходим вброд приток Березяка. Через 600 м развилка. Левая дорога, судя по карте переваливает хр.Ягодный, мы едем по правой, давно не езженой, вдоль хребта. Частенько поперек дороги завалы из поваленных ветром сосен. В обход завалов идет тропинка. Зато нет заросших колей, в которые то и дело проваливаешься.

17:45 – 24,3 км – 623 м: Начинается подъем.

17:54 – 25 км – 664 м: Дальше спуск по глинистой дороге, мокрая глина наматывается на покрышки, забивает тормозные колодки, так что проще ехать по обочине, по траве.

18:25 – 27,8 км – 553 м: Мост через р.Тюлюк в п.Тюлюк. Отмываем велосипеды, залепленные глиной на последнем спуске. Вокруг очень живописные горы: хребты Зигальга, Бакты, М.Нургуш, Иремель [фото 29].

19:20 – 28,3 км: Остановились у знакомых, зарядили все аккумуляторы.

Хороших мест для стоянки вокруг Тюлюка много. Например, на р.Карагайка в 3 км в сторону Иремеля или на р.Тюлюк ниже поселка. Следует соблюдать осторожность во избежание нежелательных гостей на месте стоянки.

7 день. 21 сентября.
Тюлюк – хр.Бакты (пешая радиалка,11 км), Тюлюк – Меседа – Первуха

Вело: пробег 51,3 км, чистое ходовое время 3ч 20 мин

Обычно из Тюлюка ходят на Иремель. Мы все бывали там по многу раз. А вот про Бакты только слышали, что наверху есть красивые скальные гребни. Вот и отправились посмотреть их, а заодно разведать дороги вдоль хр.Бакты на будущее. Погода с утра ясная, на траве иней.

8:52 – 0,5 км – 566 м: Выходим из центра поселка по дороге в Александровку, через 250 м, выйдя за околицу, сворачиваем налево по грунтовой дороге, идущей на хр.Бакты. При подходе к лесу начинается ощутимый подъем.

9:36 – 2,8 км – 687 м: Слева подошла более наезженная грунтовка.

9:55 – 4 км – 820 м: Перевальная точка дороги. Её пересекает просека. На скалы лучше всего идти прямо отсюда по верху гребня азимутом примерно 250°. Не зная этого, пошли дальше по дороге на спуск. Через 250 м развилка, выбрали правую дорогу.

10:15 – 5,3 км – 750 м: Впереди вырубки, справа на верху гребня увидели высокие скалы. Свернули к ним напрямую по лесу.

10:22 – 5,7 км: Подошли к скалам высотой метров 50 [фото 30]. Оказалось, что здесь очень красиво. Пройдя вдоль скального гребня вверх, нашли место для подъема на вершину. Оттуда открывается почти круговой обзор: от Иремеля на востоке, Жеребчик, Бакты, Ямантау, вся Зигальга, начиная от Б.Шолома, Сука, М. и Ср.Нургуш... Далеко внизу игрушечные домики Тюлюка.

11:18 – 5,9 км – 840 м: Вдоволь нафотографировавшись, обратно пошли по звериным тропинкам кратчайшим путем, ориентируясь по GPS.

11:32 – 6,7 км: Вышли на перевальную точку, где были в 9:55, далее тем же путем в Тюлюк.

14:40 – 0 км – 565 м: Пообедав, продолжаем велочасть маршрута. Выехали по дороге Тюлюк–Меседа. Это грейдер, подсыпанный щебнем, с многочисленными выбоинами.

15:16 – 4,6 км – 501 м: Мост через р.Березяк. Справа – М.Нургуш, слева – Зигальга и р.Юрюзань.

16:04 – 18,8 км – 452 м: Мост через Б.Калагазу, направо уходит старая дорога в Сибирку, мы налево.

16:10 – 20 км: Мост через М.Калагазу [фото 32], вскоре направо отходит лесовозная дорога на хр.Б.Сука. Нам прямо. До Меседы переваливаем окончание хр.Б.Сука (543 м).

17:07 – 28,7 км – 480 м: Посёлок Меседа. Вскоре появляется асфальт. Далее пересеченный рельеф с перепадами 50-70 м.

17:45 – 39 км – 478 м: Вправо уходит дорога на трассу M5, мы прямо.

17:56 – 40,6 км – 451 м: Въезжаем в Первуху. Магазинов не видно, кроме одного закрытого вагончика. Надо спрашивать у местных.

18:23 – 47,6 км – 424 м: Проехав деревню, поднялись до 480 м и спустились к развилке. Вправо уходит асфальт. На указателе написано, что там база отдыха «Каменный цветок». Нам надо в Юрюзань, а не на базу, поэтому на скорости проезжаем прямо. Справа пруд, присматриваем место для ночевки, но местность слишком открытая. И вдруг видим указатель «Трёхгорный». Поняв, что сворот-то был на Юрюзань, возвращаемся.

18:38 – 50,2 км: на этот раз на развилке сворачиваем на правую дорогу, на С-З. Через 600 м замечаем справа ручеек и сворот на сенокосные поляны. Сворачиваем, ведь дальше до Юрюзани негде встать.

18:43 – 51,3 км – 400 м: упираемся в холм, здесь и встаем так, чтобы не было видно с дороги.

8 день. 22 сентября.
Юрюзань – Мурсалимкино – Лаклы – Межевой

Пробег 88,2 км, чистое ходовое время 6 ч

Ночью был заморозок, на траве иней. Северо-западный ветер надувает облака.

9:36 – 0 км – 400 м: Снова выезжаем по сенокосу на дорогу в Юрюзань.

9:43 – 0,4 км – 412 м: Начинается длинный подъем, крутизной 6%.

9:57 – 2 км – 514 м: Верхняя точка. Спуск с виражами на 180°, поэтому надо сбрасывать скорость заранее. А разносит выше 50 км/ч.

10:04 – 6 км – 376 м: Въезжаем в Юрюзань. Через 200 м сворачиваем направо. Дальше едем вдоль восточной стороны пруда с перепадами до 30 м.

11 км: Дорога идет по самой окраине, после открытого холма спустились к домам, встретили первый магазинчик. Ниже еще пара магазинов, тот, что перед заправкой побольше, закупаем продукты на последнюю часть маршрута. Нигде не можем купить батарейки.

12,1 км: развилка, вправо выезд на M5, мы едем по левой под M5.

12,8 км – 320 м: Проехали под мостом, затем через переезд в сторону Вязовой.

16,9 км: Переезд через Транссиб, перед ним и за ним подъем по серпантину.

18 км – 380 м: Развилка, налево в Вязовую, мы направо, в сторону Тюбеляса. Дальше идет асфальт параллельно ж/д с перепадами до 20 м. Небо закрыла серая пелена, дождь постепенно догоняет нас. Хочется проехать как можно больше посуху.

12:11 – 29,4 км – 425 м: Сворот на Тюбеляс.

36,6 км: въехали в Башкирию, на границе закончился асфальт, началась ухабистая дорога.

12:48 – 39,3 км – 387 м: Т-образный перекресток, здесь уже асфальт. Направо в Мурсалимкино, Терменево. Мы сворачиваем налево, на Ильчикеево. Начался беспросветный дождь.

13:11 – 44,8 км – 495 м: Перевал через хр.Ямантау.

47,5 км – 390 м: Спустились до моста через р.Сикияз. Перед мостом справа источник питьевой воды, огороженный забором. Набрали воду для обеда. За мостом деревня Ильчикеево. В асфальте чего-то не хватает – часто попадаются вспученные участки с выкрошившимся щебнем и ухабами.

13:56 – 52,1 км: Не доезжая притока р.Сикияз, встали на обед в придорожном лесочке.

15:20: Выезжаем с обеда.

15:27 – 53,1 км: Налево был отворот в Рус.Ильчикеево, мы едем по правой.

15:59 – 58,3 км – 363 м: Направо дорога в Урманчино, мы едем налево. Перед деревней на спуске случился первый и единственный за поход прокол.

16:16 – 63,5 км – 364 м: Перекресток посреди поля. Сворачиваем направо на Лаклы. Примерно через 2 км начинается довольно крутой и извилистый спуск среди холмов с крутыми склонами. На правом берегу р.Лаклы перед поселком есть огороженный источник питьевой воды.

16:34 – 67,3 км – 276 м: Въезжаем в большой поселок Лаклы. Дождь почти прекратился. Купили, наконец, батарейки, которых хватило на 15 мин работы...

16:57 – 68,5 км – 246 м: Мост через р.Ай. На устаревшей карте моста нет, только паром. Дорога тоже идет не через Еланлино, а западнее, в обход посёлка. После р.Еланли начинается подъем.

17:22 – 74,5 км: Направо-вниз сворот в поселок.

17:38 – 76,7 км – 339 м: Сворачиваем направо на выровненную полевую дорогу, идущую в Межевой. На карте показан грейдер, на деле приходится ехать рядом с дорогой по траве, иначе налипает глина. Так делают и машины (или трактора), поэтому параллельно идут несколько наезженных грунтовок и следов. В России нет дорог, есть направления – тот самый случай. Зато направление хорошее – по кратчайшему пути через все холмы и овраги. Ночевка была запланирована возле п.Лаклы, но время позволяет проехать чуть дальше, а погода обещает новые осадки. Чтобы совсем не завязнуть на этой грунтовке, решили подъехать к п.Межевой. Одна загвоздка – где набрать воду? На карте показан только полупересохший ручей перед Межевым.

Сразу начинается крутой подъем, но все же по траве ехать можно.

17:46 – 77,6 км – 386 м: Верхняя точка, спускаемся тоже по траве по тракторному следу.

17:52 – 79,2 км – 334 м: Нижняя точка. В глинистом овраге течет маленький, но чистый ручеек, из которого удается набрать 1,5л воды

18:16 – 81,3 км – 405 м: Верхняя точка подъема. Вскоре пересекаем ЛЭП.

18:32 – 83,7 км – 450 м: После небольшого понижения снова подъемчик. Дорога стала хуже, с колеями и наклонными бортами, если пытаться ехать по ней, колеса таскает в стороны.

19:00 – 88,2 км – 358 м: Проезжаем мимо сосновых посадок, очень уютное место для стоянки, хоть и нет воды. Впереди уже недалеко видны дома п.Межевой, поэтому решили дальше не ехать и обойтись небольшим запасом привезенной воды. Вскоре снова пошел дождь.

9 день. 23 сентября.
Межевой – Сулея – Сатка

Пробег 38,6 км, чистое ходовое время 2ч 55 мин

С утра пасмурно, иногда накрапывает.

9:20 – 0 км – 358 м: Выезжаем на грунтовку, раскисшую еще больше. Правильно, что вчера проехали большую её часть.

9:34 – 1,5 км: За кладбищем началась подсыпанная щебнем дорога. Остановились и счистили налипшую глину с колес, колодок, переключателей.

2,4 км: Окраина п.Межевой, вскоре начался асфальт.

5,6 км: Спустились к мосту через р.Ай, едем дальше в Сулею.

10:17 – 7,7 км – 279 м: Направо уходит дорога на Блиновку, мы прямо.

10:30 – 11 км – 334 м: Начало п.Сулея.

13,4 км: Проезжаем под ж/д мостом, вскоре за ним мост через р.Ищелька. Останавливаемся и отмываем велосипеды, больше грязи не предвидится. Дальше подъем на перевал через хр.Сулея, достигающий 12% в верхней части.

12:02 – 19,9 км – 630 м: Перевал взят. На небе появились разрывы туч, погода быстро улучшается. На сегодня была запланирована дневка, решаем, что вполне можем отдохнуть полдня в живописных окрестностях Сатки.

12:22 – 25,9 км – 458 м: Низшая точка. Спуск с перевала в сторону Сатки менее крутой. Далее резкий, но короткий подъем к первым домам.

12:43 – 30,5 км – 435 м: Поднялись к центру города (488 м), затем спустились и свернули направо по дороге, идущей вдоль ж/д в Бакал. Налево на восток – дорога к выезду на M5.

13:35 – 38,6 км: Проехали частный сектор, отъехали от города и остановились в сосновом лесу на р.Курга.

10 день. 24 сентября.
Сатка – Бердяуш

Пробег 40,3 км, чистое ходовое время 2 ч 30 мин

С утра погода хорошая, но ближе к вечеру снова пошел дождь. В Бердяуше надо быть ближе к 6 вечера, поэтому выехали после обеда.

13:40 – 0 км: Поехали дальше по грейдеру вдоль ж/д, идущей в Бакал.

14:20 – 2,5 км: Выехали на автомобильную дорогу Бакал – Сатка около моста через р.М.Сатка.

14:30 – 3,2 км: Поднялись на гору, с которой открывается хороший обзор г.Сатка [фото 36].

14:55 – 8,9 км: Спустились к еще одному мосту через р.М.Сатка, поднялись к городу, повернули направо на восток по дороге, идущей к M5 через старую часть города.

15:03 – 12,7 км – 413 м: Проехали мимо станции Сатка, далее вдоль металлургического завода.

15:18 – 17 км – 428 м: Поднялись в гору и спустились к выезду из города, налево дорога на карьер, мы едем в гору по правой.

15:23 – 18 км – 470 м: Верхняя точка, отличный вид на хребты Зюраткуль, Нургуш, Уван.

15:30 – 21,1 км – 448 м: Выезд на трассу M5, поворачиваем налево.

15:42 – 24,7 км – 462 м: Подъем-спуск и сворачиваем на Бердяуш налево в гору.

15:54 – 29,4 км – 451 м: Спустились в п.Мал.Бердяуш. Движение очень небольшое, асфальт. Далее живописная извилистая дорога, огибающая холмы [фото 37].

16:28 – 35,8 км – 409 м: Окраина п.Бердяуш. Пересеченный рельеф, постоянные подъемы-спуски. Напрямую попасть на вокзал не получится, приходится объезжать через автомобильный мост над путями, а потом еще и штурмовать крутой подъем.

16:33 – 37,2 км – 388 м: Мост над ж/д.

16:41 – 38,5 км – 427 м: Верх подъема. Направо уходит дорога на Жукатау, едем прямо, на спуск.

16:45 – 40,1 км – 380 м: Небольшая площадь с автобусной остановкой, слева вокзал, к которому можно проехать по переезду через ж/д пути.

16:47 – 40,3 км: Вокзал в Бердяуше. Финиш.

Протяженные препятствия на маршруте

Таблица 3. Протяжённые препятствия
Препятствия Протяженность, км К в К пк К пер Баллы по МКВМ Категория трудности
1 Оз.Еланчик – хр.Чашковский – с.Черновское 7 1 1,6 1,4 2,63 3
2 Верх.Атлян – Сыростан 6 1 1,3 1,4 2,12 2
3 Хребет – Александровская сопка 6 1,02 1,3 1,4 2,16 2
4 Александровская сопка – р.Куштумга 20 1,05 2,5 1,2 4,2 4
5 р.Куштумга – пер.хр.Уральский – Киалимский кордон 20 1,05 1,6 1,4 3,1 3
6 Киалимский кордон – р.Тесьма 20 1,05 2,5 1,2 4,2 4
7 Златоуст – сворот на Сибирку 70 1,02 0,8 1,2 1,8 2
8 сворот на Сибирку – Олимпиев кордон 24 1,05 1 1,2 1,67 2
9 Олимпиев кордон – пер.Нургуш - Тюлюк 40 1,05 2,5 1,4 5,66 4
10 Еланлино - Межевой 13 1 1,25 1,2 1,86 2

Сезонно-географический показатель при расчете КТ препятствия: СГ = 1.1

Баллы за препятствия на маршруте

2 категории трудности 2,12 + 2,16 + 1,8 + 1,67 + 1,86 = 9,61 В зачёт идут 5 баллов
3 категории трудности 2,63 + 3,1 = 5,73 В зачёт идут 5,73 балла
4 категории трудности 4,2 + 4,2 + 5,66 = 14,06 В зачёт идут 14,06 балла

Итого: 24,79 балла идут в зачёт за протяжённые препятствия.

Суммарная оценка категории сложности маршрута

Суммарная оценка категории сложности маршрута определяется по формуле: КС = П * I * А

Интенсивность прохождения маршрута

               (Lф+ЛП)*Тн          (506+103)*(13*1,2)	    
	 I = ----------------- = ----------------------- = 1,58
             Тф*Lн                   10*600		   

Расчёт эквивалентного пробега (ЛП)

Таблица 4. Локальные препятствия
Локальные препятствия Эквивалентный пробег, км Примечание
1 Броды р.Чёрная, р.Каменка, р.Куштумга – 2, притоков р.Киалим – 2, притоков р.Березяк - 2 8*0,5=4 брод
2 Переправа через р.Б.Березяк, М.Березяк 2*2=4 н/к
3 Болота:
100 м перед р.Куштумга,
900 м на участке Киалимский кордон – р.Тесьма,
1000 м от Олимпиева кордона до р.Березяк,
1000 м от р.Березяк до п.Тюлюк
3000/100*2=60 н/к
4 Лес легкопроходимый
500 м: Чашковский хр.,
1000 м: Александровская сопка – Уральская сопка,
2500 м: Киалимский кордон – р.Тесьма
1000 м: р.Березяк – Тюлюк
5000/100*0,5=25 н/к
5 Лес среднепроходимый
500 м: спуск к р.Березяк,
500 м: р.Березяк – Тюлюк
1000/100*1=10
Всего: 103 км

Автономность веломаршрута

Таблица 5. Автономность маршрута
Время прохождения Участок маршрута Количество автономных дней
16–17.09 Александровская сопка – р.Тесьма 2
19-20.09 р.М.Сатка – п.Тюлюк 2
Всего: 4

Автономность: А = 1,1 * 4 / 8 + 1,0 * 4 / 8 = 1,05 балла

Итак, КС = П * I * А = 24,79 * 1,58 * 1,05 = 41,1 балла, что соответствует 5 кат.сл.

По расчётам получается, что фактически пройден поход 4 кат.сл.

Перечень интересных объектов

  1. Хребты Чашковский, Бакты: многочисленные скалы-останцы на склонах среди соснового леса.
  2. Александровская сопка, Ицыл, Дальний Таганай, Монблан, Откликной гребень, Двуглавая: скальные вершины с отличным обзором.
  3. «Три брата»: живописные высокие скалы-останцы в долине притока Киалима, разделяющей Круглицу и Дальний Таганай.
  4. Хребет Нургуш: самая высокая вершина Челябинской облоасти Большой Нургуш (1406 м), технически сложные и интересные для прохождения на велосипеде перевалы.
  5. Массив Иремель: очень живописный и обширный участок, характерный скорее для Сев.Урала, с альпийскими лугами, усыпанными черникой и голубикой, крутыми склонами.
  6. Пещерный комплекс Сикияз-Тамак.
  7. Пороги: музей-памятник ЮНЕСКО – металлургический завод, механизмы которого приводятся в действие силой падающей воды, красивый пруд и плотина.

Характеристика снаряжения

Велосипеды. Использовались горные велосипеды “Jamis” и “RockMachine” с навеской уровня Acera. Один горный велосипед “Jaguar” класса Tourney. У первых двух велосипедов пришлось заменить тормозные колодки из-за износа и регулировать натяжение тросиков. У третьего велосипеда порвалась цепь. Диапазон передач у него оказался недостаточен.

Рюкзаки. Велорюкзаки для перевозки на багажнике стандартного размера.

Обувь. У каждого участника было две пары обуви: ботинки и кроссовки. Одна пара сапог от химзащиты для переправ на группу. У одного участника были еще обычные сапоги, которые очень удобны в дождь на грунтовках и на болотистых участках.

Список группового снаряжения

  1. Палатка трехместная типа «полусфера» с каркасом и тентом
  2. Ручка, карандаш, блокнот
  3. Карты, описания маршрута, компас, маршрутка, GPS
  4. Спички, гермоспички, оргстекло
  5. Тент групповой
  6. Костровой трос, рукавицы
  7. Замки (2 шт.) и трос для сцепки велосипедов
  8. Фотоаппараты – 2 шт., видеокамера
  9. Котлы 5л и 4л из тонкой нержавеющей стали
  10. Топор, цепная пила
  11. Ремнабор и запчасти
  12. Медаптечка
  13. Половник
  14. Жидкая и густая смазка
  15. 3 велокомпьютера

Выводы и рекомендации

Заранее сложно оценить точно категорию трудности препятствия. Ориентиром служила рекомендация ЦМКК, дающая Ю.Уралу максимально 3-ю категории сложности. Кроме того, информация о состоянии дорог устарела. Участок Александровская сопка – Куштумга, например, я проходил еще в 1992г., тогда проехать можно было намного проще и быстрее. Сейчас стало много национальных парков, хозяйственная деятельность в них прекратилась, соответственно, дороги пришли в негодность, заросли, размыты ручьями, завалены упавшими деревьями, заболочены. Отдельные проходящие «Уралы» делают эти дороги только хуже, пробивая глубокие колеи. Ну и, конечно, дожди усложнили прохождение грунтовых дорог. Расчет на бабье лето не оправдался.

Расчеты сложности пройденных (в седле!) дорог показывают, что в регионе достаточно протяженных препятствий (ПП) 4-й КТ. При этом следует учитывать, что горные ПП возможны до 3-й КТ включительно (мал набор высоты). Равнинные препятствия по полузаброшенным дорогам на грани проезжести с перепадами высот и протяженностью свыше 40 км дают ПП 5-й КТ. Летом меньше грязи, зато больше травы, и проходить эти дороги летом будет вряд ли проще, чем в межсезонье. Таким образом, считаю, что на Южном Урале можно проходить велопоходы 4-й категории сложности в течение всего сезона. Считаю возможным также прохождение маршрута 5-й к.с., в межсезонье точно, а возможно и летом, что предлагаю проверить на практике.

Велосипеды “Jamis” и “RockMachine” с навеской уровня Acera и алюминиевыми рамами хорошо себя зарекомендовали. Диапазон передач “Jamis” от минимальной 22/30 до максимальной 42/11 представляется оптимальным для разнообразных условий езды. Китайский велосипед с навеской Turney сильно усложнял жизнь хозяину из-за нечеткого переключения и малого диапазона передач.

Как обычно, самые сложные участки маршрута оказались самыми красивыми и интересными. К сожалению, погода не позволила совершать восхождения на близлежащие вершины, из-за чего осталось ощущение незавершенности. Пройдены технически сложные и интересные участки дорог, дающие возможность увидеть и оценить красоту первозданной природы Южного Урала.



© Виктор Петров

Связанные элементы