Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Походы 2008 год Кавказ 2008 3.2. Описание прохождения маршрута по дням. 8-14 день.
Действия с Документом

3.2. Описание прохождения маршрута по дням. 8-14 день.

Виктор ПетровПоследнее изменение: 2009-01-30

Теги: Кавказ

Фотогалерея 1 | Фотогалерея 2

GPS трек



Карта 1 Карта 2

8 день. 10 сентября.
Теберда – Домбай – радиальный выход на озеро Турье

Пробег: 27 км,
ЧХВ: 1ч 45 мин (без учёта радиального выхода)
Радиальный выход: 17,2 км,
Ходовое время радиального выхода: 3ч 40 мин
Общий пробег: 375,3 км.
Vср=12,8 км/ч, Vмакс=44,4 км/ч
Перепад высот: +362/-125 м (без учёта радиального выхода), +-630 м (рад. выход)

Сегодня у нас активная полуднёвка. После обеда будем отдыхать от велобаулов, прокатимся без груза в сторону ледника Алибек докуда можно ехать, а там походим пешком. Поскольку мы не будем переваливать и уходить в соседние долины, а Домбай не входит в погранзону, решили, что скорее всего пропуск не нужен. Если же вдруг завернут на пути к Турьему озеру, то посмотрим что-то другое, ближе к Домбаю. Итак, едем сразу в Домбай. Насчёт ночёвки решим уже там в зависимости от цен в гостиницах и погоды. Вообще-то неплохо бы в баньку сходить.

9:27 – 0,8 км – 1375 м: Снова выезжаем на трассу. Облака зацепились за макушки гор.

9:36 – 3,7 км – 1340 м: Мост через р.Теберда, переезжаем на правый берег. Вскоре проезжаем почту, отмечаем маршрутку.

9:52 – 6,8 км – 1344 м: Выезжаем из Теберды мимо открытого шлагбаума заповедника. Для въезда в Домбай пропуск в заповедник не нужен. Он понадобится, когда пойдём в радиалки. Дорога идёт с плавным набором высоты, иногда есть и спуски.

10:53 – 19,1 км – 1469 м: Развилка: налево, вдоль р.Гоначхир уходит дорога на Сев.Приют, нам направо. Вскоре открываются чудесные виды на остроконечные высоченные пики. Мешают облака, сидящие на горах.

11:16-11:27 – 23,6 км – 1523 м: Свернули направо на обзорную площадку. Фотографируемся всей группой на фоне домбайских пиков [фото 26]. Возвращаемся на трассу. Почти сразу начинается крутой подъем. Через 1,5 км въезжаем в Домбай [фото 27].

11:44 – 27 км – 1601 м: Подъехали к гостинице, где договорились разместиться в 3-местном номере за 1000руб. В сезон одно место может стоить 10000 руб. в сутки. Сейчас «мёртвый сезон», все гостиницы пустые, а вот на новогодние праздники уже всё забронировано. Обедаем в кафе рядом. По 150 руб. с человека, а порции значительно меньше, чем в Карачаевске. Заказали ужин на 8 вечера. В гостинице поставили заряжаться всё, что смогли. Не хватило даже розеток и взятого с собой тройника.

13:36 – 0 км (с начала радиалки): Взяли заплечные штурмовые рюкзачки и отправились в радиалку на Турье озеро на облегченных велосипедах. Домбай очень бурно отстраивается. За 6 лет выросло множество отелей, уже почти не осталось свободных участков, начинают строить прямо на склонах.

13:39 – 0,8 км – 1588 м: Мост через Аманауз, дальше подъём и поворот направо к гостинице «Горные вершины» с памятной табличкой Визбору.

13:47 – 1,3 км – 1607 м: на въезде в лес стоят егеря заповедника, продают разовые пропуска (50 руб. за день с человека). Сказали, что на Турье озеро можно идти, никто не задержит. Асфальт заканчивается, начинается крутой подъём по каменистой дороге. Потом небольшой ровный участок и снова подъём до альплагеря. Дорога идёт среди вековых лиственниц. Временами подъём очень крут, приходится раз спешиться.

14:48 – 6,2 км – 1844 м: Подъехали к альплагерю. Здесь построили новые здания, мини-зоопарк. На Турье озеро надо идти по левой дороге мимо зоопарка. Мы же обошли лагерь справа и попали на дорогу, перешедшую вскоре в тропу. Когда она пошла круто в гору, ошибка стала понятна.

15:34 – 6,6 км: Переправились через р.Алибечка и спустились по направлению к р.Алибек до дороги. Она идёт по поляне, на которой стоят фонари и столбы горнолыжки. Открывается отличный обзор на ледник Алибек, гору Сулахат. Жаль, что плотная пелена туч закрыла вершины. Часто останавливаемся для съёмок. Навстречу попадаются пешие группы.

15:48 – 7,4 км – 1955 м: Поднялись до верхнего края поляны. Здесь дорога заканчивается, дальше пешеходная тропа, где велосипеды будут сильно мешать. Поэтому, свернув в лесок, прицепляем их к толстой берёзе. Дальше пешком. Вспоминаю, как мы корячились тут с гружёными велосипедами в 2002 году...

16:09 – 7,9 км – 1988 м: Тропа идёт вдоль крутого склона, между стволами кривых берёзок, камнями и выводит к переправе через р.Алибек. На небольшой поляне русло разветвляется на множество небольших проток. Воды немного, легко перепрыгиваем протоки. Сразу за переправой тропа идёт на подъём, траверсируя правый склон (орографически) скального отрога. Тропа идёт между стволами берёзок и скалой, иногда приходится протискиваться меж камнями.

16:21 – 8,2 км – 2021 м: Направо отвилка к хижине Визбора. С удивлением видим вместо двухэтажного кирпичного дома небольшую избушку из дерева на старом фундаменте. Кругом валяются обгоревшие кирпичи... Свидание с местом рождения «Домбайского вальса получилось скомканным. Возвращаемся на тропу к озеру.

16:41 – 8,7 км – 2079 м: По берёзовому криволесью выходим к основному истоку Алибека. Чуть ниже на нём находится водопад Алибек. Здесь воды чуть больше, зато с камня на камень перекинута закреплённая железная решётка [фото 28]. В полуприсяде, держась за неё руками, чтобы не поскользнуться на перекошенных ступеньках, перебираемся на правый берег. За переправой поляна, заросшая красивыми цветами. Дальше тропа разделяется. Одна уходит правее вверх по орографически левому склону отрога, который подпруживает озеро. Мы её не заметили и ушли левее, выйдя на морену над ледником Алибек. По верху морены идёт слабая тропинка. Справа крутой травянистый склон отрога, иногда видны уходящие с морены на отрог звериные тропинки.

17:02 – 9,1 км – 2102 м: По GPS озеро в 300 м впереди. Но пока непонятно, то ли за гребнем справа, то ли впереди у ледника. Проверяя некоторые тропинки направо, движемся вверх по гребню морены. Тропинки заканчиваются тупиком. Впереди участок склона со следами сошедшей осыпи. На ней видна слабая тропинка, идущая траверсом наверх склона. Поднимаюсь на разведку по ней. Игорь с Юрой П. пошли вверх по морене.

17:18 – 9,3 км – 2197 м: В конце очень крутой участок, где приходится карабкаться по мелкой слежавшейся грунтово-песчаной осыпи, удерживаясь за фрагменты незасыпанной скалы. И вот сверху открывается изумрудное Турье озеро [фото 29]! Кричу и машу руками оставшимся на морене, чтобы поднимались ко мне. Снимать пришлось под мелким дождём, но виды всё равно замечательные.

17:33 – Обратно пошли по тропе, идущей по левому склону гребня. Она петляет по заросшим каменным осыпям, пешком проходится легко за 10-15 минут до места переправы. А Игорь с Юрой, ушедшие в разведку другим путём, так и не смогли подняться на гребень, сделав несколько попыток в разных местах чуть выше места нашего подъёма. Вернулись обратно к переправе через Алибек одновременно с нами.

18:10 – Проходим мимо сворота к хижине Визбора. Во все глаза высматриваем тропу к водопаду, но в его направлении только крутой обрыв.

18:20 – Переходим протоки р.Алибек. Вскоре спустились до велосипедов. И вот здесь кое у кого загорелись глаза – ведь предстоял отличный 7-километровый спуск в Домбай! А я оказался последним, пока сворачивал тросики с замками. В результате поехавший вперёд народ не заметил указатель на водопад. Тропа уходит с самого верха поляны рядом с местом, где мы прятали велосипеды! Догнал первых я только внизу поляны, а это 100 м вниз... На водопад посмотрели издали, обратно подниматься уже не захотели. Следующая остановка была около пятнистых оленей в альплагере. Потом техничный даунхилл до Домбая. Приспустили седло и понеслись! В конце спуска аж руки устали. Хорошо, что поехали на велосипедах! Пешком бы топали часа полтора и ноги сбили бы. С нами от хижины ещё на подъёме увязалась собака. Преданно сопровождала до самого верха, сходила в разведку на ледник, потом бежала вниз. Но на этом спуске не смогла угнаться, хотя пыталась, до промежуточной остановки она добежала, высунув язык. Хорошая собака, умная, но не с собой же её брать!

В полвосьмого мы уже были в гостинице, а в 8 нас должен был ждать заказанный ужин. Однако, не ужин нас ждал, а мы его. Качество еще ничего, а вот объём нас совсем не впечатлил, аппетит то мы нагуляли отменный. Решили, что завтрак приготовим на примусе, а то непонятно, за что отдали 150 руб., совсем не наевшись. В гостинице душ был тоже из разряда «эконом». Первые ещё тёплой водой мылись, к концу она стала разве что не холодной. Но всё равно хорошо стало, мы ведь привычные :)

9 день. 11 сентября.
Радиальный выход на перевал Чучхур – Домбай – Теберда

Пробег за день: 47 км,
ЧХВ: 5 ч 35 мин (не учитывается в общем пробеге)
Общий пробег: 375,3 км.
Vср=13,5 км/ч, Vмакс=70,4 км/ч
Перепад высот: +175/-362 м (без учёта радиального выхода), +-1200 м (радиальный выход)

Ночью была сильная гроза. В результате Домбай остался без электричества. Свет был только у обладателей дизель-генераторов. Тарахтело поутру их немало, наверно здесь часто такое случается. Завтрак приготовили на примусе, с собой взяли усиленный перекус. В первой половине дня хотим подняться на пер.Чучхур и посмотреть восточную часть Домбая. Трое остаются в Домбае, для них будет полуднёвка. Вечером планируем подъехать к началу подъёма на пер.Мухинский.

9:24 – 0 км – 1601 м: Пока собирались, выглянуло солнце. Выезжаем по главной дороге на юг, метров через 300, не доезжая р.Домбай-Ульген, сворачиваем налево, круто вверх, на каменистую грунтовку. Начало подъёма приходится пройти пешком. Далее дорога заходит в сосновый лес, становится чуть положе, можно ехать со скоростью пешехода. Много луж и ручейков. Проезжаем под кресельным подъёмником, идущим к г.Мусат-Чери.

10:00 – 2,5 км – 1854 м: Постепенно подъём становится положе, выехали на поляну. Влево уходит серпантин к верхним станциям канатки. Первый отворот налево был чуть раньше. А перед ним ещё один подъёмник, бойкая торговля сувенирами. У нас проверили наличие пропуска в заповедник. Мы его купили ещё вчера. Дальше дорога идёт по полянам, вдоль р.Домбай-Ульген, иногда встречаются крутые участки, но в основном плавный набор высоты.. Периодически останавливаемся для съёмок. Виды потрясающие. Впереди видна г.Домбай-Ульген, позади вчерашняя долина р.Алибек с вершинами Сулахат, Эрцог. На лугах попадаются заросли малины с большим количеством спелых ягод.

10:55 – 5,9 км – 1954 м: Приток. Дорога перешла в тропу, идущую в высокой траве.

11:05 – 6,5 км – 2000 м: Проехали ещё один приток, поляна заканчивается и упирается в крутую ступень р.Чучхур. К югу в 200 м от тропы домик. Оставляем велосипеды в зарослях травы, прицепив их к берёзке в стороне от тропы. На ступень можно подняться двумя путями. Левее идёт более прямая и набитая тропа. Мы пошли по правой, которая круто поднимается по криволесью рядом с Чучхурскими водопадами. Каскад состоит из трёх близко расположенных водопадов, верхний самый большой и красивый. Подолгу фотографируем каждый водопад. После водопадов очень круто вверх.

12:13 – 7,2 км – 2255 м: Вышли наверх ступени, дальше пологий подъём по тропе вдоль реки сквозь луговую растительность. С набором высоты состав растительности меняется, остаются только травы, мхи и лишайники [фото 30]. Речушки чистые, идти легко и приятно. Сверху отличный обзор, да и вообще весь сегодняшний путь очень красив, и погода хорошая. Рай для фотографа!

12:49 – 8,7 км – 2475 м: Тропа выходит к морене правого (орографически) склона, дальше идёт по верху морены, обходя ледник слева.

13:17 – 9,8 км – 2652 м: Начинаем подъём на перевальный взлёт по мелкощебеночной осыпи, выходящей под скалы. Вдоль скал траверсом с подъёмом выходим на перевальное седло.

13:28 – 10 км – 2720 м: Пер.Чучхур. Красивые виды в обе стороны, снимаем панорамы, отдыхаем [фото 31].

Обратный путь проделали значительно быстрее, поскольку стало холодать и затягивать небо. 50 минут пешком до велосипедов, 15 минут захватывающего скоростного спуска до Домбая. К нашему прибытию оставшиеся в Домбае дежурные приготовили шикарный обед. Отдохнули, собрались и в 18:00 выехали в Теберду. Иногда накрапывает дождик. На спуске сразу после выезда из Домбая максимальная скорость была 70,4 км/ч. За час с остановками доехали до Теберды. И тут у Игоря барахливший задний переключатель окончательно перестал работать, залетел в спицы, сломав ещё пару вдобавок. Запасной переключатель у нас есть, проблема демонтировать прикипевший старый и снять трещотку, чтобы поменять порванные спицы. Оставляем Игоря с реммастером искать необходимые ключи. Остальные едут закупать продукты и ставить лагерь на позавчерашнем месте на р.Муху выше посёлка, пока окончательно не стемнело. Подъехав туда, обнаруживаем, что поляну перекопали, приходится искать место выше по течению. По очереди дожидаемся оставшихся в Теберде, но примерно через полчаса приехал только Сергей. Игорь остался в гараже ремонтировать свой многострадальный велосипед. Оставляем ему записку на старом месте и включаем рацию на приём. Уже поужинали и собрались спать, только тогда ожила рация. Встретили, расспросили. Трещотку он снял, завтра утром будет менять спицы и ставить новый переключатель. Технику к походу надо готовить, чтобы потом не мучиться и не задерживать группу. Причина поломки – крайняя степень изношенности. Непонятное отношение к своему велосипеду, и это при огромном опыте одиночных путешествий...

10 день. 12 сентября.
Теберда – перевал Мухинский – река Марка

Пробег за день: 18 км, общий: 393,3 км.
ЧХВ: 5 ч 05 мин
Vср=3,7 км/ч, Vмакс=22,5 км/ч.
Перепад высот: +1380/-781 м

Утром, как обычно, солнце. Игорь, чувствуя вину перед группой, по собственному почину сварил завтрак. К 9 все собрались, кроме него. Ему надо было заменить десяток спиц. Но вот с ними-то проблема. Каждому было предписано взять 8 спиц необходимой для своих колёс длины. У Игоря то ли закончились, то ли не было, а наши оказались все длиннее. Он начал перекидывать их с одной стороны на другую, что-то придумывать. Ремонт затягивался... Между тем сегодня предстояло пройти самый сложный перевал маршрута, имеющий 5-ю категорию трудности. Впереди 11 км крутого подъёма с набором высоты в 1400 м, да и спуск не подарок, и очень хотелось бы пройти перевал пораньше, учитывая, что после обеда чаще всего погода резко ухудшается. Как же быть? Ведь Игорь идти пока не может... Спросил Игоря, сколько ему понадобится времени: – часа полтора. Решаем, что поскольку на исправном велосипеде Игорь в гору едет быстрее всех, он остаётся, ремонтирует колесо и старается догнать нас. Мы поднимаемся, особо не торопясь, обед делаем на последнем ручье перед перевалом, рассчитывая, что там он нас догонит. Оставляем ему рацию, договариваемся о порядке выхода на связь.

9:10 – 1,3 км (от п.Теберда) – 1425 м: Дорога отходит от реки влево-вверх, базы закончились.

9:23 – 1,7 км – 1481 м: Мост на левый берег, сразу начинается крутой подъём (в среднем 10%), переходящий в серпантин.

10:15 – 4 км – 1710 м: Серпантин закончился, но подъём всё такой же крутой. Останавливались пару раз поесть алычи и лещины. Покрытие сначала мелкая галька, Кпк=1,3. Чем выше, тем крупнее камни, появляются промоины, Кпк до 1,6.

10:42 – 5,5 км – 1868 м: Дорога выходит из леса, слева открылась долина Азгека, правого притока р.Муху. Впереди кош, строительный вагончик [фото 32]. Устраиваем 15-минутный перекус в этом живописном месте.

11:47 – 8,3 км – 2162 м: Переезжаем небольшой приток, справа кош. Подъём всё такой же крутой (10-15%), средняя скорость 4 км/ч, едем на 1-1. Чуть погодя кош слева. Осторожно, собаки! Здоровенная кавказская овчарка с лаем и непонятными намерениями добежала до дороги.

11:54 – 8,8 км – 2197 м: Дорога переходит вброд на правый берег р.Муху. Открылось перевальное седло. Видна дорога, круто поднимающаяся на перевал.

12:13-12:39 – 9,4 км – 2268 м: Брод на левый берег и следом брод через левый приток р.Муху. Устраиваем продолжительный привал, дожидаемся замыкающих.

12:42 – 9,6 км – 2285 м: Проезжаем кош, через 200 м снова переезжаем на правый берег р.Муху и еще через 200 м последний кош. Покрытие резко ухудшается, много больших округлых камней, между которыми приходится лавировать. Дорога доходит до последнего брода и заканчивается. Дальше на перевальное седло идёт тракторный след [фото 33].

13:12 – 10,8 км – 2416 м: Останавливаемся на обед перед последний бродом на левый берег р.Муху. Видна г.Мал.Марка (3746,5 м) в направлении истока Муху.

14:42 – Игорь так и не появился, сотовый не находит сеть, рация молчит... Опять начинаем беспокоиться, что у него. Над перевалом повисло плотное слоистое облако, лучше подняться наверх и там ждать. Так хотя бы увидим путь спуска, пока перевал не затянуло. Перевальное седло читается очевидно, заплутать Игорь не должен. Карта и описание пути подъёма у него есть. Выезжаем. Дорога проходит мимо вагончика и начинается резкий подъём. Собственно, туда идёт не дорога, а тракторный след. Содран слой дёрна до грунта и камней. Идти по невысокой траве с кочками рядом даже легче. Ехать невозможно, крутизна 20-30%. И так до самого перевала.

15:52 – 12,5 км – 2764 м: Пер.Мухинский. Сильнейший ветер из долины р.Кичи-Марка. Спуск будет непростой – большая крутизна и мелкая сыпуха. Осмотрев начало спуска, возвращаемся немного назад, чтобы спрятаться от пронизывающего ветра. Ждём Игоря, включив рацию на приём и периодически просматривая дорогу через зум видеокамеры. Примерно через полчаса заметили медленно движущуюся точку, еще через 10 минут стало понятно, что это Игорь.

17:06 – Группа в полном составе. Игорь восстановил колесо, поставил новый задний переключатель. Начинаем спуск [фото 34]. Сначала вниз серпантином по конной тропе, затем траверсом правого склона к р.Кичи-Марка. По серпантину только пешком, на траверсе местами удаётся ехать, встав одной ногой на педаль. А ближе к реке уже и в седле, хотя это весьма непросто из-за большой крутизны спуска. Тропа узкая, местами путь преграждают камни и колючки. Полгруппы весь спуск до реки прошли пешком.

17:33 – 14 км – 2397 м: Переправляемся вброд по камням на левый берег р.Кичи-Марка перед прижимом на правом берегу. Глубина больше полуметра, течение очень быстрое. Перетаскиваем велосипеды по двое. По левому берегу вдоль реки протоптаны коровьи и конные тропы. По ним частично удаётся ехать под гору. Мешают колючки, камни и кочки. Подъём на перевал со стороны р.Кичи-Марка был бы труднее [фото 35]. Через 400 м начинается редкий сосновый лес. На правом берегу прижим. Спускаемся по лесу, выбирая тропы в направлении точки впадения Кичи-Марки в Уллу-Марку. Лес проходимый, большую часть спуска удается проехать. Крутизна приличная, 10-20%.

18:52 – 16,7 км – 2082 м: Не доходя 100 м до впадения в Уллу-Марку, переходим Кичи-Марку вброд по камням на правый берег. Здесь начинается большая луговина, хорошая тропа идёт вниз по течению к кошу. За кошем начинается прижим по правому берегу р.Марка. Очевидно, что надо перебираться на левый берег. В 200 м ниже по течению к кошу на левом берегу через р.Марка перекинуты стянутые вместе 2 бревна. Решаем переправляться здесь. Хоть на карте и нарисован мост в 800 м ниже по течению, но его может не быть. За 10 минут переходим по одному, по очереди переносим велосипеды и рюкзаки [фото 36]. Уже смеркается, надо подыскивать место стоянки. К сожалению левый берег загажен пасущимися коровами. Приходится делать разведку вниз по течению. Можно встать неплохо у моста, который оказался вполне проходим.

19:30 – 17,7 км – 2052 м: Мост через р.Марка к полуразрушенному кошу. Проезжаем мимо, оставаясь на левом берегу. В 300 м ниже по течению замечаем место стоянки на прибрежной терраске рядом с соснами. Там и встаём. Вышла полная луна, освещая всё призрачным светом. Сегодня дождь так и не прошёл, хотя на горах повыше висели тучи.

Пройденный сегодня перевал Мухинский непростой, требует больших физических затрат на подъёме. Спуск тоже сложный, необходимо умение выбирать путь и владеть техникой спуска. Хотя некоторые большую часть прошли пешком. Самый сложный участок – перевальный взлёт и спуск до реки, имеющие крутизну 20-25%.

11 день. 13 сентября.
Река Марка – Кардоникская – Зеленчукская

Пробег за день: 67,1 км, общий: 460,4 км.
ЧХВ: 4 ч 25 мин
Vср=17 км/ч, Vмакс=57,4 км/ч.
Перепад высот: +395/-1506 м

По плану нам надо спуститься до первого жилого посёлка в долине р.Аксаут, потом решить, как поедем в Зеленчукскую – длинным путём через обсерваторию с порядочным набором высоты или коротким по асфальту. Очень интересно пройти по обсерватории с экскурсией, а если получится глянуть в телескоп, это вообще чудо. Хотя понимаем, что наблюдения в большой 6-метровый телескоп расписаны на полгода вперёд... Ну хотя бы фотографии посмотреть. Или в малый 1-метровый телескоп заглянуть. Пока мы идём чётко по графику, и у нас есть возможность выбора. Но сначала надо пройти сложный участок – тропу вниз по р.Марка до впадения в Аксаут.

9:17 – 0 км – 2024 м: Выезжаем вниз по конной тропе [фото 37]. Она идёт вдоль крутого склона по сосновому лесу. На тропе много локальных препятствий – крупные камни, кусты, колючки, упавшие стволы деревьев, крутые подъёмы-спуски. Удается проезжать отрезки не более 50-100 м, и примерно 50% от общей протяжённости. Тем не менее выигрыш по времени относительно спускающихся пешком значительный, поэтому этот участок нельзя принимать полностью за локальное препятствие. Эти же соображения применимы к прохождению пер.Мухинский целиком – от Теберды до р.Аксаут.

9:59 – 2,7 км – 1811 м: Тропа пошла круто вниз к реке. Дожидаемся замыкающих.

10:30 – собрались все. У Юры Ч. поломка – сломалась стойка багажника в месте крепления. Решили спуститься до ровной площадки, там заняться ремонтом.

10:35 – 2,8 км – 1721 м: Перешли по мосту р.Марка на правый берег, остановились сразу за ним. Стойка алюминиевая, еще осталось пространство для дырочки под болт. Сверла у нас нет, зато есть нож с открывашкой консервных банок. Вот ей и проковыряли сквозное отверстие, потом расширили отверткой под М5. И всё, крепёж не хуже, чем новый!

11:12 – Выдвигаемся после ремонта. Тропа идёт по осыпи и крупным камням, через 4 минуты мост на левый берег, ещё чуть ниже снова мост на правый берег. Можно ехать, хотя большие камни приходится обходить.

11:38 – 4,8 км – 1565 м: П.Красный Карачай, начинается каменистая грунтовка. Опять ждём Игоря. Переключатель он вчера не заменил, опасается, что вдруг запасной не подойдёт, а старый обратно не сможет поставить, испортив резьбу при откручивании. Пытается выставить ограничителями, чтобы он не доходил до спиц, но почему-то не помогает...

12:08 – Наконец, едем. Через 300 м выехали на разбитый грейдер. Часто попадаются ухабы, промоины. Скорость возрастает до 30 на спусках. Хотя вниз по течению, но локальные подъёмчики довольно часто встречаются. А у Игоря на каждом подъёме риск получить переклюком в спицы. Там у него уже всё гнётся руками. Пару раз ждём по 10 минут, пока он его выгнет из спиц. Вскоре обнаружилась поломка у Кости: лопнула рамка переднего переключателя. Замотали временно изолентой, можно ехать. А время идёт...

13:02 – 14,5 км – 1359 м: Мост на левый берег Аксаута. За ним подъёмчик. У Игоря переключатель рассыпается. Теперь надо ставить запасной, хотя это надо было сделать ещё вчера. Сергей, реммастер, остаётся помогать, мы едем к п.Хасаут-Греческое, где будем готовить обед, а Костя может найти сварщика, чтобы заварить рамку. Сегодня с утра снимаю наш спуск на ходу. Включаю камеру, начинается крутой спуск, и... вдруг мы попадаем в отару овец. У них начинается паника, все куда-то бегут, мелкие мечутся, не зная, что делать. Всё это попадает на камеру, очень удачно. Дальше стали попадаться группы отдыхающих, провожающие нас восхищенными взглядами и возгласами, когда мы проносились мимо с грохотом разлетающихся камней.

13:21 – 18,7 км – 1293 м: Крутой спуск и мост на правый берег.

13:28 – 21,1 км – 1281 м: Проехали приток Гижгит, привал у бывшего пионерлагеря. Сейчас тут база отдыха.

14:07 – 28,4 км – 1176 м: Встаём на обед на небольшом притоке Аксаута, не доезжая 1 км до п.Хасаут-Греческое. Пока варили, подъехали ребята – наконец-то у Игоря нормально работает задний переключатель. Костя пробовал работать передним, пока спускались, и решил, что до конца похода вполне нормально доедет с замотанной рамкой. При сварке её можно прожечь, тогда будет только хуже. Неужели у нас снова есть шанс попасть в обсерваторию? Прикидываю, сколько это займёт по времени. Да уж, шанс весьма призрачный. Можно заночевать, конечно, не доезжая до обсерватории, но получится ли в таком случае заглянуть в телескоп? Ночью звёзды лучше видно! :)

16:06 – Выезжаем с обеда. На первом же спуске я слишком мало тормозил, разнесло до приличной скорости, а вот затормозить перед промоиной, пересекающей всю дорогу уже не получилось. В результате воткнулся в неё передним колесом, вилка не спасла – слишком глубокая оказалась промоина. В результате в месте удара обод слегка сплющило, боковины немного выгнулись наружу. Ехать можно, но передним тормозить нельзя. 13-е число сегодня, однако... Быстро загнули плоскогубцами выгнутые боковины, подправили вчерновую эллипс и восьмёрку – теперь передний тормоз работает. Потеряно ещё 38 минут. Не судьба нам попасть в обсерваторию, ведь до неё набор высоты 1200 м. Столько непредвиденных потерь времени с утра... Решили, что едем по основному варианту коротким путём в Зеленчукскую, даже в Маруху не будем переваливать.

16:53 – 30,3 км – 1135 м: Начало п.Хасаут-Греческое [фото 38]. Проехав посёлок, разбиваемся на 2 подгруппы, стараемся ехать на колесе.

17:17 – 39,7 км – 1003 м: Дорога поворачивает направо, огибая небольшое водохранилище. Начался асфальт, средняя скорость резко возросла. Перед Кардоникской вдоль дороги растут сливовые посадки, устраиваем фруктовый привал.

17:59 – 47,1 км – 928 м: Начало станицы Кардоникской.

18:08 – 49,8 км – 894 м: Сворачиваем в центре станицы налево, на трассу, ведущую в Майкоп. Движение довольно интенсивное. Через 800 м мост через Аксаут.

18:17 – 52,8 км – 890 м: Мост через Маруху, начинается подъём.

18:33 – 57,5 км – 975 м: Верхняя точка, отдыхаем, дальше крутой спуск в Зеленчукскую.

18:48-19:11 – 60 км – 940 м: Закупаем продукты в Зеленчукской.

19:16 – 61,5 км – 935 м: Мост через Б.Зеленчук, через 300 м поворот направо, едем по главной.

19:34 – 66,4 км – 910 м: Перед мостом через р.Б.Карабижгон сворачиваем с трассы налево на просёлочную дорогу, идущую краем поля вдоль речки. Через 700 м встаём на прибрежной террасе, скрытой от дороги уступом и кустами. Готовим на примусе. На равнине темнеет позже. Да и Луна вовсю светит.

План не выполнили, завтра придётся навёрстывать 25 км. Сегодня почти у всех что-нибудь, да сломалось. Сказывается расслабленность после вчерашнего напряжённого дня?

12 день. 14 сентября.
Зеленчукская – Преградная – перевал Бандитский – Ахметовская

Пробег за день: 73,4 км, общий: 533,8 км.
ЧХВ: 4 ч 56 мин
Vср=15,1 км/ч, Vмакс=61,6 км/ч.
Перепад высот: +1155/-1462 м

Ночью слегка накрапывало, утром было пасмурно, но к моменту выезда облачность поднялась и мы увидели далеко на горизонте ледяную громаду Эльбруса. Он настолько превосходит по высоте окружающие горы, что они с такого расстояния кажутся просто холмами, затерянными в дымке. На юге видны горы района Архыза-Теберды. На севере параллельно трассе тянутся отроги Скалистого хребта, за ними уже равнина и бескрайние степи Ставрополья.

9:09 – -0,7 км – 921 м: Выдвигаемся к трассе.

9:13 – 0 км – 913 м: Выехали на трассу, поворачиваем на запад, идёт небольшой подъём.

9:26 – 4,2 км – 889 м: Спустились к станице Сторожевая до развилки [фото 39]. Вправо идёт дорога на Исправную, нам прямо, по трассе будем ехать до ст.Преградная. Через 800 м проезжаем мимо сворота налево, ведущего в саму станицу.

9:37 – 7 км – 880 м: Мост через р.Кяфар, отсюда начинается длинный подъём на перевал перед п.Кобу-Баши. В целом идёт набор высоты, но при пересечении речушек, промывших глубокие овраги, проходим крутые короткие спуски с последующим таким же крутым подъёмом. Здесь главное посильнее разогнаться на спуске, потом инерция помогает относительно легко заехать в горку, плавно переключая передачи. 50 км/ч на спуске плавно переходят в 9 км/ч на подъёме.

10:06 – 10,3 км – 996 м: Налево отворот к Ю-З оконечности ст.Сторожевая. Проезжаем вдоль подножия г.Больше 1751,5 м, представляющей из себя длинный скалистый гребень.

10:41 – 15,8 км – 1142 м: Перевальная точка, теперь длинный спуск до Преградной. Да по хорошему асфальту! Договариваемся спускаться каждый со своей скоростью и периодически дожидаться всех. И полетели! Наконец-то можно включать 3-8, разгоняясь до 60 км/ч на прямых участках. Стоило попотеть и подняться повыше, чтобы получить удовольствие от скорости!

10:52 – 21,3 км – 982 м: Проехали п.Кобу-Баши. Спуск продолжается, но теперь уже вперемежку с небольшими подъёмами. Много раз пересекаем по мосту р.Тёплая (кто-то считал, вроде, 7 мостов). Вдоль дороги попадаются дикорастущие яблони, но яблоки жёсткие и безвкусные.

11:32 – 32,2 км – 841 м: Фотографируемся у въезда в Преградную [фото 40]. Видна дорога, идущая на перевал в Бандитское ущелье. Это запасной вариант. Основной вариант – продолжать движение по трассе в сторону Майкопа. Поскольку сегодня всё складывается хорошо, ни у кого ничего не ломается в отличие от вчерашнего дня, можно идти более сложным путём через Бандитский перевал. Еще раз посмотрим на мир с высоты! Набор высоты 650 м, дорога видна, погода хорошая и время есть. Итак, решено! Мы не ищем лёгких путей! :)

11:42 – 33,3 км – 821 м: Мост через р.Уруп.

11:45 – 33,7 км: Мы около новой церкви в Преградной. Сворачиваем с трассы направо на асфальтированную дорогу в центр станицы.

11:54-12:21 – 35,6 км – 805 м: Центр, закупаем продукты, едим традиционную мороженку :) Заметили интересную особенность расположения центра: главная дорога упирается в центральную площадь квадратной формы, обходит её справа и слева, а за ней снова сливается в одну, идущую в прежнем направлении. Такое мы в дальнейшем встречали во многих станицах. От центра продолжаем движение в направлении на С-С-В к п.Большевик.

12:23 – Через 550 м развилка, направо дорога в Кызыл-Уруп, нам налево.

12:28 – 37,4 км – 802 м: Конец Преградной, поднимаемся на прижим на левом берегу р.Уруп.

12:39 – 39,8 км – 820 м: П.Большевик. Обедать ещё рано, а дальше подъём на перевал по серпантину. Вода будет только наверху, да и то надо будет еще найти родник. Набираем с собой по 1,5 л воды в колонке, чтобы сделать обед в удобном месте.

12:54 – 41,2 км – 872 м: Проезжаем мимо полуразрушенной фермы. Вскоре начинается серпантин. Дорога каменистая. Как всегда: чем круче, тем хуже покрытие и крупнее камни. Ехать приходится на 1-1, но в принципе, перевал полностью проезжаем.В группе начинаются дебаты по поводу места обеда. Кто-то хочет уже сейчас обедать, кто-то говорит, что лучше подняться, а то после обеда будет тяжело. Сказывается накопившаяся усталость, раньше такие мелочи никого особо не волновали... Приходится брать ответственность за выбор места на себя. Встанем там, где будет удобная площадка и тень, предположительно на середине подъёма. В начале подъёма донимает жара, хочется спрятаться от солнца в тень. Но местность полностью открыта солнечным лучам, встречаются иногда редкие кусты, под которыми не спрячешься. Игорь с хорошим переключателем рвётся вперёд. Приходится ехать, не отпуская его далеко, ведь он сегодня дежурный. А то упилит вперёд до перевала, если не остановить вовремя.

13:57 – 46,1 км – 1278 м: Наконец-то встретилось хорошее место. Плоская площадка, по краю дороги растут деревья, можно даже готовить на костре. Обед!

15:19 – Мы уже расслабились – 2 дня без дождя, даже устали от солнца сегодня. И вот пожалуйста – традиционный послеобеденный холодный душ. Только мы выехали с обеда, как закапало. А потом зарядил надолго мелкий промокательный дождь. На последнем витке серпантина покрытие ухудшилось – крупные булыжники, промоины. Видны увеличивающиеся по амплитуде витки серпантина [фото 41].

15:43 – 48,4 км – 1429 м: Поднялись на перевал. Всё затянуло тучами, видимость плохая, дождь разошёлся не на шутку. Через 5 минут начинаем спуск. Договариваемся ждать на каждой развилке, а если их нет, каждые 2 км. Слишком разная у нас скорость на спуске, компактно ехать не получается. Дорога с крупнокаменистым покрытием. На большой скорости меньше чувствуются пустоты между камнями, в них просто не успеваешь проваливаться. Главное – не налететь на крупный камень и не попасть в глубокую поперечную промоину. Мелкие камни не страшны. Поэтому смотришь вперёд метров на 10, выглядывая крупные препятствия, чтобы успеть сманеврировать. 10 метров проезжается примерно за 1 секунду. Когда едешь на малой скорости, слабее удары о камни. Хуже на средней скорости – постоянно идут удары средней силы. У нас трое спускаются на скорости (здесь было 35-40 км/ч), трое на тормозах (15-20 км/ч), а Игорь – как ему велосипед позволяет, если в порядке, то быстро.

15:50 – 49,9 км – 1342 м: Справа кош, к нему идёт дорога, мы едем прямо.

15:56 – 50,9 км – 1304 м: Влево уходит дорога по направлению на п.Горное, куда нам и надо. На картах она не обозначена, а в нескольких километрах впереди в том направлении глубокий овраг р.Сухая Балка. После 3-минутных размышлений, решаем ехать по отмеченной дороге, тем более, она чётко совпадает с записанным в GPS маршрутом. Дальше несколько километров крутого прямого спуска в направлении п.Тегин.

16:05-16:13 – 53,7 км – 1075 м: Останавливаемся под большими деревьями, прячась от дождя, дожидаемся остальных. Отдыхать особо не от чего, как только убедились, что всё в порядке, продолжаем спуск. Камни намокли, на плоских гранях колесо скользит. Профиль дороги выпуклый посередине с колеями по краям . Постепенно велосипед стаскивает в колеи к обочине, а там скапливаются самые крупные камни. И обратно вырулить в центр очень непросто. В этом случае главное – твёрдо держать руль, ибо любой резкий поворот неминуемо приведёт к падению. Ещё желательно иметь хорошую вилку. Трясёшься в колее и поражаешься, насколько надёжной стала техника. Старый «Урал» просто развалился бы от таких испытаний.

16:17 – 55,5 км – 925 м: Огромное очень старое дерево, огорожено забором.

16:20 – 55,9 км – 904 м: Ещё один огороженный патриарх. Вскоре развилка, останавливаемся ждать. Через 5 минут подъехали ребята, но не все. Андрей сообщил, что прокол у Игоря. Причём почти сразу же, как поехали с места предыдущей стоянки. А заменить нечем. Запаска входила в список обязательного снаряжения для каждого участника... У Сергея, едущего замыкающим, камера с велониппелем, а насос под мотониппель. Получилось так из-за того, что свою совместимую с насосом камеру он отдал Юре Ч., чья камера рванула и пришла в полную негодность. У Андрея тоже нет запаски, потому что он её поставил вместо той, у которой выдрало ниппель. Все остальные уже уехали вниз... Вот так – 3 человека и не могут поменять камеру. Нарочно не придумаешь. А у Юры П. их аж 3 штуки в запасе. Значит, будем разгружать Юру. Пробой камеры у Игоря типа «змеиный укус», слабо накачал, очевидно, да и вилка у него жёсткая. Смогут ли заклеить – вопрос. Льёт дождь, не переставая, довольно прохладно стоять, ждать долго совсем не хочется. Сбрасываю рюкзак, беру лишнюю запаску Юры П. и еду наверх 2км. Когда подъехал, Игорь с Сергеем уже ставили заклеенную камеру обратно. Зря ехал. Ладно, зато не мёрз и скачусь еще раз налегке. Отдал Сергею запаску и покатил обратно. Без рюкзака совсем другая динамика. Меньше раскатывает, легче управлять, обошлось без сноса в колею. А трясёт сильнее.

16:57 – Наконец, собрались вместе, продолжаем движение.

16:59 – 56,6 км – 873 м: Въехали в Краснодарский край, хотя никаких знаков нет. Дорога поворачивает на 120 градусов на запад. Через 450 м развилка, вправо уходит дорога на п.Тегин, мы едем прямо. Спуск закончился, едем между двух горок: Острый Шпиль и Плоская. Дорога стала грязной, с лужами, с небольшими перепадами.

17:07 – 58,6 км – 837 м: Вернулись в Карачаево-Черкессию. Начинается подъём, местами грязь. Через 150 м развилка. Хорошая дорога идёт направо метров 300 до МТФ, а нам налево, и похоже, придётся повозиться в грязи. Дорога всё хуже, всё больше раскисшего грунта. Начинаются заболоченные участки, раскисшие и затопленные колеи. Грунт наматывается на колёса, но пока еще отваливается и не блокирует вращение.

17:36 – 60,9 км – 920 м: Подъём закончился рядом с высотой, именуемой Каменная база.

17:43 – 62,2 км – 892 м: Развилка перед крутым спуском. Вправо, в сторону оз.Чёрное уходит дорога, не отмеченная на карте. Видно, что она через пару километров выводит на другую дорогу, идущую параллельно нашей. Влево, в направлении п.Горное, куда нам нужно попасть, тоже идёт дорога, только внизу она идёт через болото, и отсюда хорошо видно, что проехать по ней будет совсем не просто. Поехали бы направо, там явно получше, однако непонятно, попадём ли мы объездной дорогой в Горное. По карте нет, а что в реальности отсюда не разглядеть. Тем более низину всё равно придётся пересечь, там протекает речка Куньша, и Горное на другом берегу...

17:57 – Выбираем прямой путь через болото, начинаем спускаться по очень крутому глинисто-каменистому участку дороги.

18:05 – 63,4 км – 791 м: Вот и болото началось. Мгновенно заблокировало колёса грязью, по дороге ехать нельзя, даже идти нельзя. Пробираемся по траве, периодически выковыривая комья липкого чернозёма, наматывающегося на колёса и забивающего все узкие места. Помогают лужи, где часть грязи смывается и отпадает. На ногах тоже нарастают пудовые лапти из грязи. Это мы пробираемся к границе с Краснодарским краем. Знакомая картина на границе регионов.

18:12 – 63,7 км – 790 м: Самый грязный участок пройден, дорога вышла из болота. Если ехать по наиболее мокрой её части, грязи прилипает меньше, она частично отваливается. Слышен скрежет мелких камешков, впечатавшихся в налипшую глину и царапающих по крыльям изнутри. Кое-как ехать можно и лучше не замедлять движение, потому что на малой скорости баланс нарушается в сторону большего налипания, потом приходится прилагать титанические усилия, чтобы снова набрать ход.

18:26 – 65,9 км – 721 м: Въехали в п.Горное. Дорога лучше не стала. Но от того, что она стала хуже, ехать стало проще. Больше воды и луж, налипающая грязь как бы смазывается водой и трение о крылья уменьшается. Те, кто разгадал этот секрет намного опередили пытающихся проехать там, где посуше. Стоим ждём под огромным деревом с густой кроной. Палочками отковыриваем самые смачные куски грязи. Уже темно, как после захода солнца. И холодно, особенно стоять без движения. Одевать что-то на ноги не хочется, сразу же уделаешься в грязи. Андрей начал пересказывать отрывки из Стругацких, чтобы отвлечься от грустных мыслей о погоде.

18:49 – Наконец, все собрались, едем дальше. Пора уже думать и о месте стоянки. Дождь не унимается. В середине посёлка появилась каменная подсыпка на дороге. Сначала ехать стало хуже, камни прилипли и усиленно стали скрести по крыльям, но постепенно вместе с камнями отлетала и грязь, и скрежет возникал лишь кратковременно.

19:01 – 69,1 км – 661 м: Начало станицы Ахметовская. Вскоре выехали на асфальт.

19:22 – 73,4 км – 633 м: Зашли в магазин в центре станицы докупить продукты. Игорь успел за это время договориться в близ расположенной строительной конторе, чтобы нас пустили переночевать. Наверное, вид был у всех соответствующий, грех было отказать :) И вот оно, счастье – светло, сухо, тепло! А Костя обнаружил, что в душевой кабинке, которой нам предложили воспользоваться, есть горячая вода!!!!! Дежурным тоже повезло – есть и кухня с газовой плитой, мойкой. Контраст с тем, что было каких-то полчаса назад, очень положительный. Развесили всё мокрое сушиться, поставили заряжаться аккумуляторы. Ну и конечно, сходили по очереди в волшебную душевую кабинку.

13 день. 15 сентября.
Ахметовская – Хамкетинская – Севастопольская

Пробег за день: 99,7 км, общий: 633,5 км.
ЧХВ: 5 ч 46 мин
Vср=17,2 км/ч, Vмакс=59,2 км/ч.
Перепад высот: +740/-989 м

Прогноз передавали неутешительный – 2 дня ненастья, и мы настроились на дождь. Он поливал всю ночь, к утру перестал, но небо полностью затянуто тучами. Отстаём мы от плана на те же 25 км, постараемся по возможности побольше проехать сегодня. Завтра полуднёвка, поэтому если не сегодня, то завтра нагоним. Промокшие вещи за ночь подсохли. Дежурные встали в 6, на полчаса раньше обычного, остальные тоже пораньше, поэтому собрались быстрее.

8:34 – 0 км – 633 м: Грязь на велосипедах почти засохла, у всех скрипит цепь, трутся колодки. Надо остановиться у речки, помыть и смазать технику.

8:52 – 5,5 км – 573 м: Сворачиваем к р.Лаба на техобслуживание [фото 42].

9:40 – Ну вот, теперь приятно ехать. Разбиваемся на 2 подгруппы. Первая состоит из тех, кто едет плотной группой со сменой лидера. Вторая из тех, кто не умеет или не любит ездить на колесе. Замыкает всю процессию реммастер – ему по должности положено. Поскольку он оказался ещё и рыбаком, попросил 10 минут порыбачить, рассчитывая потом догнать группу на 30-километровом отрезке до Мостовского. Хорошая форма Сергея позволяет это сделать. Заказываем ему рыбу побольше и в путь.

9:57 – 11,2 км – 532 м: Проезжаем Гофицкое. Хороший асфальт, небольшой постоянный спуск, едется очень хорошо. Несмотря на встречный ветер, средняя скорость порядка 23 км/ч.

10:25-10:40 – 20,9 км – 478 м: Привал у магазина. Тучи редеют, начинает проглядывать солнце, чему мы очень и очень рады! Едим мороженки, ждём остальных. На удивление, Сергей уже здесь догнал группу. Оказывается, он не взял поплавок :) На выезде из Каладжинской в горочку, поверх прижима. Сверху видно дорогу на противоположном берегу Лабы – прямая, как по линейке, без перепадов, идёт по степи. Вообще-то, по ней мы бы ехали, выбрав более простой основной вариант. Наша дорога значительно интереснее, и на этом участке, и в целом, начиная с Преградной. Вчерашние испытания только закалили нас. Если бы я снова выбирал, зная про грязь, дождь: через перевал ехать или по трассе – выбрал бы перевал.

11:13-11:26 – Привал, фотографируем озерко с лебедем.

11:31 – 35,6 км – 386 м: Не доезжая ст.Засовской, сворачиваем налево, к мосту.

11:36 – 36,8 км – 388 м: Мост через Лабу.

11:41 – 37,8 км – 385 м: Въехали в Мостовской, поворачиваем направо, на трассу, идущую в Майкоп.

11:49 – 39,2 км – На перекрёстке со светофором надо поворачивать налево, на Хамкетинскую. Но мы решили сначала заехать на термальные источники. К ним поворачиваем направо, дальше не сворачивая 500 м. Если бы доехали вчера, можно было бы хорошо отдохнуть здесь в бассейнах с тёплой целебной водой. Посмотрели, отметили на будущее, что сюда стоит заезжать.

12:02 – 40,1 км – 392 м: Вернулись к перекрёстку, проезжаем, не сворачивая по направлению на Хамкетинскую. Городок чистый, на дороге чёткая и подробная разметка, везде указатели. Очень приятное впечатление оставил Мостовской.

12:08 – 41,8 км – 379 м: Ж/д переезд, вскоре выезжаем из города.

12:21 – 46,1 км – 383 м: Развилка за мостом через р.Ходзь, поворачиваем налево, проезжаем п.Первомайский. За ним небольшой подъём, дальше едем вдоль р.Губс с плавным набором высоты.

12:38-12:54 – 51 км – 426 м: Перекус на автобусной остановке п.Пролетарский.

13:18-13:40 – 58,6 км – 469 м: Закупаем продукты в центре Губской.

13:50 – 61,3 км – 483 м: Развилка: прямо на Баракаевскую, мы сворачиваем направо, на Хамкетинскую. Пора уже обедать, но воды нет, а вокруг голые поля. Колонок в станице нет, был колодец, но еще до магазина, возвращаться неохота. Решили доехать до Хамкетинской, перед ней речка Псефирь. За станицей длинный прямой тягун среди открытого поля. Единственное дерево в нескольких километрах впереди. Приходится считать столбы, чтобы хоть как-то ощущать перемещение в пространстве. От туч не осталось и следа, на чистом небе вовсю палит солнце. Но ветер холодный.

14:11 – 66,4 км – 568 м: Хоть какое-то разнообразие – кончился асфальт в конце прямого участка. Справа залесенный лог, если бы была вода, можно было встать на обед. Продолжаем подъём, вместо обеда пока конфетки.

14:22 – 67,9 км – 620 м: Ну всё, поднялись, теперь вниз, к воде! На дороге много ухабов. Меня обогнала иномарка, а потом я её чуть не обогнал, пришлось даже притормаживать. Велосипед по таким дорогам катит лучше.

14:27 – 70,3 км – 511 м: Мост через р.Псефирь. Встаём недалеко от дороги на полянке. Пошли набирать воду в реке – вот те раз... Течёт какая-то мутная жижа... Доктор не разрешил нам готовить на этой воде. Снарядили гонцов в деревню, она начинается буквально за поворотом. Только вот ждать пришлось долго. Трудно здесь с водой. Пришлось им ехать аж в центр деревни, где чуть ли не единственный нормальный колодец.

16:46 – Пообедали, выдвигаемся в Хамкетинскую [фото 43].

16:57 – 72,3 км – 496 м: За мостиком через р.Лакруш в центре деревни сворачиваем налево, в гору, на длинную улицу. Километра 2 проезжаем по деревне, потом через яблоневый сад. Яблоки уже убраны, зато попадаются сливы, которые, похоже, местные не едят.

17:28 – 75,4 км – 590 м: Дорога поворачивает налево, начинается мокрая глина, колеи, приходится местами идти пешком по обочине. Где-то здесь должен быть сворот с этой дороги на ещё менее наезженную. Опять граница регионов, дорог нет.

17:33 – 75,9 км – 603 м: Вот и сворот направо, к высоте 635м, соответствует карте. Дорогой это трудно назвать. Колеи, накатанные между деревьями и оврагами, постоянно расходятся, сходятся. «В России нет дорог, есть направления». Растительность необычная для нас, чувствуется, что мы на юге. Хорошо, что сегодня подсохло, а то бы завязли на этом участке в глине и чернозёме.

17:45 – 76,5 км – 630 м: Въезжаем в Адыгею, начинается поле, полевая грунтовка пересекает его в направлении на запад. Сначала вниз на 35 м, потом взбираемся на следующий холм. Покрытие – чернозём, и нам повезло, что подсохший.

18:01 – 79,2 км – 630 м: Выехали на каменистую грунтовку, поворачиваем направо к Новосвободной. Неожиданно для себя получаем бонус: крутой спуск с ветерком. Приходится притормаживать – местами камни слишком крупные, можно влететь на скорости.

18:15 – 81,8 км – 506 м: Въехали в Новосвободную. Везде растут крупные сладкие сливы, но уже нет сил их есть.

18:23 – 82,5 км – 493 м: Переходим р.Фарс по пешеходному мостику. А можно было и вброд переехать. Дальше поднимаемся по переулку на запад.

18:29 – 83,1 км – 524 м: Поворачиваем направо, по GPS пытаемся выехать на дорогу в Абадзехскую.

18:34 – 83,7 км – 518 м: Небольшой спуск, и выезжаем на асфальт, потом ещё спуск к мосту через р.Мамрюк (479 м).

18:57 – 87,5 км – 577 м: Конец крутого подъёма около высоты 586 м. Солнце уже заходит, резко холодает, одеваем ветровки. Перед Севастопольской крутой спуск (до 446 м), потом столь же крутой подъём [фото 44].

19:19 – 93,5 км – 507 м: Севастопольская. Уже смеркается, надо искать место для стоянки. Дальше под гору, в деревне вообще серпантин, хорошо раскатывает. Едем вдоль реки Фюнтв, но долго не кончаются строения.

19:35 – 99 км – 393 м: Слева от дороги родник, но встать рядом с ним негде, да и вокруг родника слегка загажено. Разведчики едут вперёд, там должен быть приток, текущий с лесного холма, предполагаем, что с чистой водой. А р.Фюнтв мутная и не внушает доверия. Через 10 минут выяснилось, что есть где встать на притоке, в стороне от дороги.

19:51 – 99,5 км – 384 м: Сворачиваем с дороги направо на полевую грунтовку, через 200 м стоянка.

Хорошо проехали сегодня. Асфальта оказалось больше, чем по старым отчётам. Неожиданностью оказался сильнопересечённый рельеф после обеда. Зато были классные спуски! Кстати, мы уже выполнили все нормативы похода 4-й к.с., но впереди ещё столько интересного – идём на перевыполнение :)

14 день. 16 сентября.
Севастопольская – Каменномостский – река Руфабго – радиальный выход на водопады Руфабго

Пробег: 24,8 км,
ЧХВ: 2 ч 08 мин (без учёта радиального выхода)
Радиальный выход: 6 км, 2 ч 05 мин
Общий пробег: 658,3 км.
Vср=11,5 км/ч, Vмакс=55,7 км/ч
Перепад высот: +375/-161 м (без учёта радиального выхода), +-220 м (радиальный выход)

Сегодня после обеда долгожданная полуднёвка! Это не значит, что будем полдня валяться на травке, просто можно ехать, не торопясь, посмотреть все достопримечательности по пути, а их здесь очень много. Минеральные источники, выставка резных фигур, дольмен, каньон Белой, каскад водопадов... Кроме того, у Кости день рождения, и мы решили устроить праздничный обед в хорошем месте.

9:03 – 0 км – 384 м: Выдвигаемся на дорогу. Утром было очень холодно, пришлось даже одеть шерстяные шапки, взятые для высокогорья. С восходом солнца всё быстро меняется в лучшую сторону.

9:26 – 5,3 км – 352 м: Цнтральная площадь Абадзехской, поворачиваем на юг, на дорогу в Каменномостский. Дорога делает несколько поворотов, надо ехать по главной.

9:54 – 10,9 км – 384 м: Проезжаем по мосту над ж/д путями. Спустившись с моста, поворачиваем направо-назад и едем к санаторию «Лесная сказка» [фото 45]. На его территории находятся минеральные источники.

10:06 – 12,5 км – 372 м: Вход в санаторий закрыт, он сейчас на ремонте. Охранник пропустил к источникам. Только они оказались сероводородными, пить эту воду не многие отважились. Зато обнаружили перед въездом в санаторий целую аллею несобранных грецких орехов. Попрактиковались в их добыче. :)

11:08 – 13,4 км: Вернулись на трассу, едем в Каменномостский. Дорога новая, отличного качества асфальт с идеальной разметкой. К Олимпиаде уже готовятся?

11:17-11:29 – 15,1 км – 387 м: Следующая остановка – ресторан «Беловодье», на его территории дольмен и интересные фигуры и постройки из дерева, а также вольеры животных. В маленьком пруду сидит задумчивый пеликан.

11:35-11:41 – 16,6 км – 394 м: Зашли в туристическое бюро, хотели посмотреть карты, но их уже все продали.

11:51-12:46 – 19,1 км – 411 м: Магазин в центре Каменномостского. Закупаем продукты на 2,5 дня и на праздничный обед.

12:53 – 20,3 км – 414 м: Сворачиваем с трассы, идущей в Даховскую, направо, к мосту через Белую. 100 м до моста. С него ничего не видно, а ведь здесь находится знаменитый каньон Белой. Оказывается, предприимчивые товарищи организовали платный проход, а чтобы люди бесплатно не глазели с моста, огородили мост фанерными щитами. Как будто они этот каньон построили!..

12:59 – 20,8 км – 420 м: Мы туристы не плановые, к таким поборам непривыкшие, поэтому просто проехали чуть дальше и выше по течению, там есть тропинка вдоль скальной стены, можно спокойно походить и спуститься в каньон. Там же обнаружили обустроенный источник, ровную уютную площадку с костровищем. Обед! И мегафотосессия! Каньон производит впечатление [фото 46]. Стены, высотой с 9-этажный дом, почти смыкаются наверху, река течёт как в тоннеле. Берег песчаный, уютные заводи и заливчики с почти стоящей водой. Рядом нагромождение огромных обломков скал. Таинственный зелёный полумрак внизу, яркое синее небо в щели между скалами. Масштабы поражают, чтобы передать их, потребовалось отснять несколько многоэтажных панорам. Пока занимались съёмкой, у нас сварилась курочка, на столе появилась банка консервированных ананасов. «Ешь ананасы, рябчиков жуй!» :) Устроили пир живота!

16:31 – Это был длинный обед, немного посидели, чтобы пища улеглась и поехали по лесной дороге к р.Руфабго, на которой находится каскад водопадов. Чтобы выехать на дорогу, вернулись чуть назад до первого переулка налево в гору, свернули, дальше 250 м круто в гору (20%) пешком по временной дороге с крупными булыжниками.

16:40 – 21,3 км – 469 м: Вышли на наезженную глинисто-каменистую грунтовку, поднимаемся по ней в южном направлении. Часто встречаются слабонаезженные свороты, мы едем по основной. Встречаются лужи и участки липкой глины, грунт вязкий, но всё проезжается.

16:55 – 22,5 км – 544 м: Развилка. По карте дорога идёт прямо, но по снимку со спутника хорошо просматривается та, что идёт налево. Судя по рельефу, она положе, поэтому поворачиваем налево.

17:06 – 23,5 км – 630 м: Дороги сходятся, та, что осталась справа, спускается с крутого холма – действительно перепад высот по ней больше. Мы уже поднялись до перегиба, дальше небольшой спуск.

17:21 – 24,8 км – 575 м: Уютная полянка слева от дороги, в 100 м вперед по дороге мостик через приток р.Руфабго. Отсюда близко до водопадов. Встаём лагерем. Разделились, двое останутся в лагере отдыхать, остальные собрались в пешую радиалку по водопадам. Завтра с утра поменяемся. Светлого времени остаётся немного, поэтому через 20 минут уже выходим. Точное местоположение водопадов мы не знаем, поэтому решили выйти на р.Руфабго заведомо выше по течению и спускаться к устью вдоль русла реки. Места посещаемые, наверняка должна быть тропа.

17:46 – Вернулись на 200 м назад, свернули на слабую тропинку, которая вывела через 200 м к обрывистому берегу левого притока р.Руфабго.

17:54 – Спустились по тропинке до притока, пошли вниз по течению к месту впадения в р.Руфабго.

18:06 – Вышли на р.Руфабго. Тропа есть, спускаемся по ней, фотографируем каньон, а затем и водопады. Есть указатели с названиями четырёх водопадов.

18:25 – Водопад №4 «Девичья коса» мы встретили первым, он выше по течению, далее на расстоянии 200-300 м друг от друга водопады №3 и №2 [фото 47]. Тропа от водопада №4 маркированная, с перилами, мостиками. Очень красивые виды водопадов, каньона, скал, сложенных из изогнутых слоёв плитчатой структуры. Постоянно ведём фото-видеосъёмку.

19:08 – 434 м: От водопада №2 до №1 расстояние 1 км, осталось всего в 300 м до впадения р.Руфабго в Белую. Координаты водопада №1: 44° 16.1373` сев.широты, 40° 11.1450` вост.долготы. Кстати, вход со стороны р.Белой платный, 100 или 150 руб. Но здесь деньги хоть на дело идут – тропу оборудовали, мусор убирается. Уже начинает смеркаться, едва успели заснять последний водопад при нормальном освещении.

19:32 – 503 м: От водопада №4 наверх каньона левого берега идёт тропа, поднимаемся по ней. Координаты начала подъёма: 44° 15.845` сев.широты, 40° 10.312` вост.долготы.

19:38 – 599 м: Вышли на дорогу, по ней до лагеря 800 м. Делимся своими восторженными эмоциями с ребятами, остававшимися в лагере. Ужин у нас был тоже праздничный. Поздравили Костю, подарили ему кривой кавказский кинжал в сувенирном исполнении.

Назад | Вперёд