Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Походы 2008 год Южная Башкирия
Действия с Документом

Южная Башкирия 2008

Игорь ТимошинПоследнее изменение: 2009-11-04

Отчёт о спортивном велопоходе 2-й (3-й) категории сложности по Южному Уралу, совершённому группой туристов Челябинского городского турклуба "Родонит" с 01 по 09 мая 2008 г.

Теги: Южный Урал, Башкирия

Фотогалерея



1. Справочные сведения о походе

Идея похода

Целью похода было посетить районы Южной Башкирии, насыщенные хорошими протяженными препятствиями, но расположенные достаточно далеко от г.Челябинска и не доступные по времени для прохождения их в ПВД и трех-четырех дневных походах. Маршрут похода был проложен с максимально возможным использованием щебеночных и грунтовых дорог, использование асфальтированных дорог по основному варианту сводилось к минимуму. За один поход объединялось прохождение западных и восточных предгорий, а также пересечение гор Ю.Урала в широтном направлении, что позволяло осмотреть преобладающие ландшафты с их чередованием от востока к западу. Был заявлен поход второй категории сложности, но в основную нитку маршрута включены интересные и логичные участки, о прохождении которых велотуристами информации не было и их сложность определить было затруднительно, все они предусматривали запасные варианты прохождения.

Сведения о маршруте

Вид туризма велосипедный
Категория сложности вторая (заявленная), третья (по расчетам после похода)
Маршрут заявленный Челябинск - ж/д переезд пригородными поездами в г.Учалы – п.Ахуново – Карагайский бор – п.Карагайский – г. Межозерный – п.Уральск – п.Наурузово – п.Москово – п.Вятский – п.Батталово (запасной п.Уральск – п.Галиахмерово – п.Озерный – п.Батталово) – п.Еникеево – п.Ниязгулово – лаг.Горный Воздух – радиальный пеший выход на г. Кушай (1048 м.) – п.Тяляшево – оз.Банное – пер.хр.Крыктытау – п.Салават-совхоз – пер.хр.Уралтау – п.Узянбаш (запасной оз.Банное – п.Аскарово – п.Ишкильдино – п.Майгашты – п.Узянбаш) – п.Серменево – п.Бердагулово – п.Манышта – п.Бриштамак – п.Зуяково – п.Габдюково – п.Азово – п.Айтмембетово – п.Лагутовка – п.Пятилетка – п.Урман – п.Улу-Теляк – г.Аша (запасной №1 п.Лагутовка – п.Тукмалы – п.Успенка – п.Кальтовка – п.Иглино – п.Тавтиманово – п.Урман, запасной №2 п.Айтмембетово – п.Архангельское – п.Мокроусово – г.Уфа) – ж/д транспорт в Челябинск
Маршрут пройденный Челябинск - ж/д переезд пригородными поездами в г.Учалы – п.Ахуново – Карагайский бор – п.Карагайский – г. Межозерный – п.Уральск – п.Наурузово – п.Москово – п.Вятский – п.Батталово – п.Еникеево – п.Ниязгулово – лаг.Горный Воздух – радиальный пеший выход на г. Кушай (1048 м.) – п.Тяляшево – оз.Банное – пер.хр.Крыктытау – п.Салават-совхоз – пер.хр.Уралтау – п.Узянбаш – п.Серменево – п.Бердагулово – п.Манышта – п.Бриштамак – п.Зуяково – п.Габдюково – п.Азово – п.Узунларово – п.Валентиновка – п.Лагутовка – п.Пятилетка – п.Урман – п.Улу-Теляк – г.Аша – п.Кропачево – пригородный электропоезд в Челябинск
Протяженность активной части вело 560 км.,
пешком 8 км.
Продолжительность активной части похода 9 дней

Аварийные выходы с маршрута

С любой точки веломаршрута выход до ж/д путей или трассу а автомобильным движением не более 20 км.

Подъезд и отъезд

Подъезд 01.05.2008 г. до г.Миасса на пригородном электропоезде Челябинск – Златоуст, отправление 05:50* с пересадкой на пригородный поезд Миасс – Учалы отправление в 09:10*. Поезд состоит из двух вагонов самолетного типа. На ст. Миасс, Старый вокзал перецепляют тепловоз на другую сторону, и поезд отправляется в 10:00*, т.е. при небольшой группе можно выезжать из Челябинска на электропоезде в 07:28* и пересаживаться на ст. Миасс, Старый вокзал.
Отъезд 09.05.2008 г. с г.Аша до п. Кропачево на велосипеде, в 16:00* электропоезд Кропачево – Челябинск.
*Время местное.

Подготовка к походу

Каких-то особенных подготовительных мероприятий не проводилось.

Сведения об участниках похода

Ф.И.О. Фото Год рождения Туристский опыт Обязанности в группе
Вело Другой
1. Тимошин Игорь Анатольевич Фото 1976 1 к.с.(Р)
Ю.Урал
5 к.с.(У)
Тянь-Шань, (горный)
Руководитель, начпрод
2. Петров Виктор Анатольевич Фото 1969 5 к.с.(У)
Кавказ,
3 к.с.(Р)
Алтай, Ю.Урал
Штурман, хронометрист, видеооператор
3. Мананников Дмитрий Андреевич Фото 1984 1 к.с.(Р)
Ю.Урал
Завхоз
4. Паршуков Владимир Павлович Фото 1984 1 к.с.(У)
Ю.Урал
Реммастер
5. Леон Эдуард Александрович Фото 1987 1 к.с.(У)
Ю.Урал
Фотограф
6. Бычков Дмитрий Валерьевич Фото 1983 1 к.с.(У)
Ю.Урал
Медик
7. Ковч Сергей Александрович Фото 1978 2 к.с.(У)
Кавказ
Казначей

2. График движения и описание

График движения

Дни пути Дата Участок пути Протяженность, км Чистое ходовое время Препятствия Метеоусловия
1 01.05 Учалы - Карагайский 74,3 4:03 Асфальтовые, грунтовые и щебеночные дороги. Сухо, сильный ветер
2 02.05 Межозерный - Батталово 72,2 5:38 Асфальтовые, грунтовые и щебеночные дороги, один перевал Ночью дождь, утром заморозок, днем сухо, сильный ветер
3 03.05 Батталово – г.Кушай (1048 м.) 46,2 вело 3:36 Грунтовые и щебеночные дороги. Ночью снег, утром заморозок, днем сухо
8 пешком -
4 04.05 г.Кушай (1048 м.) – хр.Уралтау 48,7 4:38 Асфальтовые, грунтовые, щебеночные и лесовозные дороги, один перевал Утром заморозок, днем сухо, тепло
5 05.05 Хр. Уралтау - Бердагулово 67,1 5:27 Асфальтовые и лесовозные дороги, пять перевалов Утром заморозок, днем сухо, тепло
6 06.05 Бердагулово - Зуяково 71,0 5:56 Асфальтовые, лесные, щебеночные дороги и насыпи железных дорог, два перевала Утром заморозок, днем сухо, жарко
7 07.05 Габдюково - Лагутовка 64,0 5:40 Зарастающие лесовозные, лесные, щебеночные дороги и насыпи железных дорог, один перевал Сухо, днем жарко
8 08.05 Пятилетка - Аша 92,0 6:34 Зарастающие лесовозные, лесные, щебеночные и асфальтовые дороги Сухо, днем жарко
Итого вело 560,4 41:32
пешком 8

Описание прохождения маршрута по дням

1 день. 01 мая.
г.Учалы – п.Ахуново – Карагайский бор – п.Карагайский.

Пробег 74,3 км. (общий - 74,3 км.)
Чистое ходовое время 4 ч 03 мин.
Средняя скорость 18,3 км/час.
Максимальная скорость 54, 4 км/час.
По GPS пробег 74,2 км.

Асфальтовые, грунтовые и щебеночные дороги. Движение по среднепересеченной местности.

13:10 – 0 км – 522 м: приехали на поезде на ст. Учалы, (фото 1) сегодня позавтракали и пообедали домашними заготовками в поездах. Выехали в сторону г. Учалы спросив у двух человек про дорогу получили интересный ответ о том, что карте верить не надо, а надо проехать по всему городу (фото 2).

14:12 – 19,1 км – 548 м: поворот дороги на 90° и выезд на дорогу в п.Ахуново. Обзорная экскурсия по г. Учалы закончилась через 20 км. город чистый и красивый жаль не было экскурсовода, город находиться высоко mах. высота 575 м. Выехав из города сделали вывод – короткая дорога указанная на карте в п. Ахуново существует, проехали лишних около 10 км. До Ахуново асфальт (фото 3), сброс высоты на 180 м и очень хороший ветер в спину, начало хорошее, доехали быстро.

14:50 – 33,8 км – 367 м: в Ахуново (фото 4) прозондировав обстановку с дорогами решили ехать как и планировали вдоль Карагайского бора по полевой дороге (фото 5) до детских лагерей г. Магнитогорска (на карте обозначено как кордон Смирновский).

16:00 – 48,5 км – 348 м: симпатичный пруд детских лагерей (фото 6). От пруда до трассы п.Уйское-г.Верхнеуральск идет раздолбанная гравийка (фото 7) с хорошим рельефом, максимальная отметка дороги 514 м. Отъехав немного от лагерей, остановились в лесочке и перекусили остатками домашних припасов. Карагайский бор – хороший смешанный лес, с большим количеством отдыхающих, показалось странным отсутствие пожарищ, похоже люди культурные.

17:32 – 63,3 км – 487 м: на выезде из бора на асфальт (фото 8) трассы нас встретил ветер, который с утра нам дул в спину, а теперь точно в лицо до п. Карагайский.

17:50 – 67,2 км – 489 м: набрав на всякий случай воды в поселке, поехали за поселок искать место ночевки по полевой дороге, проходящей по березовым колкам.

18:33 – 74,2 км – 457 м: на удивление нашли неплохие сосновые посадки на берегу ручья, там и остановились. Настроение хорошее, усталость не чувствуется в первый день, самое-то. На вечернем заседании политбюро во время принятия пищи сваренной заступившими на дежурство Сергеем К и Димой Б. (подавали пшенку с беконом) принят указ о утреннем расписании: подъем дежурных/дежурного в 6.30, остальных участников в 7:00, выход по возможности в 9:00.

Потери:

  • ключи от двух замков противоугонного троса,
  • оторвавшиеся веревки кострового троса, оказались х/б, заменили на собранные с мира по нитке с одной стороны капроновый шнур, с другой стороны толстый х/б.

Погода:

сухо, t° не зафиксирована - положительная, не жарко.

Один раз пересекли границу Башкирии и Челябинской обл.

2 день. 02 мая.
г.Межозерный – п.Уральск – п.Наурузово – п.Москово – п.Вятский – недоезжая до п.Батталово.

Пробег 72,2 км. (общий - 146,5 км.)
Чистое ходовое время 5 ч 38 мин.
Средняя скорость 12,8 км/час.
Максимальная скорость 67,1 км/час.
По GPS пробег 71,0 км.

Асфальтовые, грунтовые и щебеночные дороги. Движение по среднепересеченной местности, один перевал.

К 6:30 утра дежурные проснулись, в 7:00 вылезли из палаток все остальные, поели сваренную на завтрак молочную кашу с куском твердого сыра вприкуску и сушками/печенками/конфетками (что стало регулярным по утрам), собрались и выехали. Команда ХВЗ приступила к адаптации быстрых сборов, вроде получилось.

09:00 – 0 км – 455 м: продолжили движение в сторону г.Межозерный, забравшись на небольшой холм, встретили вчерашний северо-западный ветер.

09:44 – 6,6 км – 523 м: въехали на окраину г.Межозерный и прокатив по асфальтовой дороге по городу потом мимо садов, сфотографировались у выезда из города (фото 9), подъехали к оз.Гнилому, здесь необходимо пересечь ж/д по переезду, мы этого не сделали пришлось чуть дальше перетаскивать велосипеды через пути.

10:16 – 11,4 км – 527 м: свернули с асфальта на полевую дорогу, которая началась с подъема на небольшой холм (фото 10), с которого открывается вид на наш дальнейший путь. Постепенно начали плавно поворачивать на юг, двигаясь по полевой дороге. Спрятавшись за пригорком от сильного ветра, маленько перекусили.

11:47 – 23,6 км – 579 м: выехали на щебеночную дорогу и повернув на запад спустилась к р. Урал и п. Уральск, прониклись мыслью что там за рекой «Европа».

12:14 – 27,3 км – 454 м: выехали на асфальт трассы г.Учалы-г.Белорецк и доехали по ней подгоняемые ветром до моста через р. Урал, сфотографировались на фоне стелы «Азия» (фото 11), на дороге трафик приемлемый.

12:30 – 32,2 км – 448 м: свернули в сторону на гравийку по указателю «Маскау», как много в этом слове для каждого жителя России, естественно не Москвича (по карте п. Москово). Сразу наткнулись на старый мост, которого уже нет и пару старых стелл «Европа» и «Азия», еще серпасто-молотастых, но до сих пор стоящих (фото 12). Быстро двинулись по дороге с мыслью об обеде, который нас застиг в 13:34 после п. Наурузово, на ручье, воду мы, правда, набрали в деревне с помощью ручной колонки помпового типа. С обеда выехали в 15:08 отведав пакетного супчика с рыбными консервами, пошел он как то всем не очень, ехать тяжеловато, на рыбных консервах большинством голосов решили больше не готовить.

15:25 – 47,8 км – 420 м: пересекли мост и попали в Европу, ничего особенного не почувствовали, кроме как по карте об этом событии и не узнаешь. Доехали до п.Москово (фото 13).

15:36 – 49,1 км – 417 м: выехали из п.Москово и поехали по полевой дороге в сторону первого нашего явно выраженного перевала с набором высоты около 200 м.

15:44 – 50,5 км – 437 м: развилка дорог, поехали направо по дороге нарисованной на карте, к сожалению она быстро превратилась в сенокосную, по не очень накатанным следам вышли к месту пересечения р.Елшань и дороги. Речка достаточно узкая и глубокая – перетащили велики на другой берег помогая друг другу.

16:11 – 52,0 км – 448 м: На другом берегу шла более накатанная дорога с нужным нам направлением, соответственно, скорее всего, на развилке надо было ехать по более накатанной дороге налево, возможно там есть нормальный брод или мост и она чуть длиннее, но зато более накатанная.

17:18 – 56,5 км – 625 м: бодро заехав/зайдя на перевал по полевой не очень наезженной дороге с подъемом в начале – 3,3 км. 3% (фото 14) и в конце – 1,2 км. 6,5% (фото 15), с общим набором высоты от речки 177 м. Под небольшим количеством пролетающих мимо белых мух группа съела шоколадку (впервые за поход, столкнувшись с ее дележкой на семь частей) и ломанулась вниз к теплу и ужину. Спуск (фото 16) по полевой накатанной дороге с каменистыми выступами, в начале – 2 км. 4,5% и в конце – 3,4 км. 2%, со сбросом высоты до дороги г.Верхнеуральск-п.Вятский 165 м.

17:34 – 61,9 км – 460 м: выехав на щебеночную дорогу заехали в п.Вятский (фото 17), хотели для ночевки набрать воды, колонок не нашли.

17:50 – 64,9 км – 465 м: свернули через мост р.Ямская на п. Батталово и начали поиск места ночевки, ничего подходящего было не видно. Настроение хорошее, усталость чувствуется в меру, команда ХВЗ на повестку дня в политбюро вынесла предложение о движении дальше чуть ли не до г. Кушай, до которой планировалось доехать завтра, однако предложение в первом чтении отвергнуто. Набрали воду в ручье и поехали дальше.

18:56 – 71,0 км – 550 м: Наткнувшись на сосновые посадки, находящиеся на небольшом пригорке, остановились в них на ночевку, проехав к ним прямо по полю. На ужин заступил готовить Игорь, на десерт были апельсины, которые забыли употребить в обед. После ужина начпрод начал понимать, что поход начинает превращаться в гастрономический и группу тяжеловато прокормить. Также выявлено подразделение Лосей - ХВЗ + Витя и неЛосей - остальные трое.

Потери:

  • поджаренные бахилы для контактных тапок у Эдика,
  • времени на точечные бомбардировки после сытного питания – группа переведена на ковровые бомбардировки заданного квадрата местности в утренние часы сбора лагеря.

Погода:

сухо, температура утром +2°C, вечером +1°C, днем не жарко t° не зафиксирована.

Три раза пересекли границу Башкирии и Челябинской обл.

Один раз пересекли границу «Европы» и «Азии».

3 день. 03 мая.
п.Батталово – п.Еникеево – п.Ниязгулово – лаг.Горный воздух – радиальный пеший выход на г.Кушай (1048).

Пробег 46,2 км. (общий - 192,7 км.)
Чистое ходовое время 3 ч 36 мин.
Средняя скорость 12,7 км/час.
Максимальная скорость 46,6 км/час.
По GPS пробег 45,0 км.

Грунтовые и щебеночные дороги. Движение по среднепересеченной местности.

Дежурный в моем лице и добровольный волонтер в лице Димы Б. проснулись в 6:30, на улице выпало немного снега (фото 18), сосновые посадки прикрывали нас от ветра и подарили очень много дров. Народ начал жаловаться на то, что сушки почти съели, а печенок маловато да и плохо они идут т.к. назывались они крекеры.

09:27 – 0 км – 538 м: выдвинулись сегодня поздно, повлияли утренние заморозки. Выехали из сосновых лесопосадок (фото 19) и по полевой дороге выехали на щебеночную дорогу.

09:43 – 2,6 км – 526 м: двигаясь по ветру приехали в п.Батталово (фото 20), проехав через населенный пункт увидели хр.Крыктытау (фото 21) и поехали по полевой дороге, обозначенной на карте, по направлению к п.Аслаево до оз.Ускуль.

10:13 – 6,8 км – 486 м: выехали на щебеночную дорогу и поехали по направлению к п.Рахметово и дальше на п.Еникеево вдоль хр.Кутантау. Проехали отворот хорошей щебеночной дороги на п. Батталово не обозначенный на карте.

11:00 – 20,5 км – 439 м: пологий спуск привел нас к Т-образному перекрестку, повернули на право к п.Еникеево.

11:10 – 22,9 км – 431 м: проехали п.Еникеево, на выезде мост через р.Бизгинды.

11:25 – 26,0 км – 439 м: доехали до старой трассы Магнитогорск-Белорецк, на ней не оказалось автомобильного моста через р.Мал.Кизил – разрушен, но был пешеходный из бревен (фото 22). После моста спустившись с дороги, перекусили на берегу, поехали дальше в 11:51.

12:38 – 32,3 км – 472 м: п.Ниязгулово докупили в магазине печенок и крупу на завтрак, т.к. основные докупки планировалось произвести в поселках около оз. Банное. После п.Ниязгулово в первый раз пересекли путь ж/д Магнитогорск-Уфа не подозревая что поход во второй части будет неразлучен с рельсами и шпалами. Вышли на трассу Магнитогорск-Белорецк и сразу ее пересекли в направлении лаг. Горный воздух, преодолев хороший крутой подъем, спустились и проехали мимо лагеря по лесной дороге.

13:07 – 37,5 км – 488 м: тут выяснилось, что имеется два варианта дорог под г. Кушай, одна по низу и одна с набором высоты на перевал высотой примерно 710 м. через плечо хр. Крыктытау с вершиной Крепсакан 781 м., поехали по низу.

13:40 – 41,5 км – 514 м: Объехав отрог, свернули на дорогу к хребту по долине ручья Сатраелга (фото 23), набрав высоту, подъехали под самый хребет до мощного каньона и выхода дороги с перевала через плечо хр. Крыктытау с вершиной Крепсакан 781 м.

14:35 – 45,0 км – 623 м: Тут в первый раз за поход было бурное обсуждение места стоянки, т.к. предстоял обед, и подъем на вершину, оставили обсуждение на потом. Быстро пообедав растворимой картошкой, пошли на вершину, спрятав велосипеды и баулы в лесу.

16:10 – 623 м: На гору шли по азимуту, но вышли на очень накатанную дорогу (фото 24) на перевал хр. Крыктытау и на подходе, в непосредственной близости от вершины с нее свернули направо. Дошли петляя между останцев на вершину. Очевидно, что дорога отворачивает от дороги переваливающей плечо от лаг. Горный воздух и уходит в сторону хр. Уралтау, там она выходит на дорогу в Абзаково (предположительно эта дорога от лаг. Горный воздух до Абзаково РПП 3-4 к.с).

17:40 – 1030 м: На вершине г.Кушай небольшие скалы залезть можно, но аккуратно (фото 25), вершина состоит из двух параллельных диагональных гребней примерно одинаковой высоты, на южном гребне триангуляционный знак в туре, с красным флажком записки нет (фото 26), на параллельном стоит тур с палкой, но туда попасть целая проблема, неплохой полигончик для навесной переправы через глубокий каньон (фото 27). Написали записку, пофотографировались, съели небольшой перекус и пошли вниз (фото 28). Зашли на большой каньон хребта, который хорошо просматривается с подножия, с места стоянки из него вытекает ручей. Дна не видно, но впечатляет (фото 29), прохождение, наверное, достаточно интересно. На спуске часть группы пошла на спуск по дороге до перевала через плечо, а часть по крутому спуску напрямую (фото 30).

Обсуждение стоянки свелось к понятию «победил опыт», и «руководитель всегда прав», остановились в выемке долины ручья, рядом с водой и дровами. На вечер баловались едой приготовленной усилиями Димы М. и Эдика. Пока поход идет удачно - едем мало, едим много, так много что лопаются веревки на костровом тросе. Однако идут переговоры о переносе молочного на ужин, колбасного на завтрак. Пока большинством голосов все остается на своих местах. Главная забава дня дележка двух печенок на семь человек.

Потери:

  • опять оторвалась веревка кострового троса, которая была толстая х/б, поскребли по сусекам заменили на капроновый шнур.

Погода:

сухо, температура утром –2°C, вечером +3°C, днем не жарко t° не зафиксирована.

4 день. 04 мая.
п.Теляшево – п.Кусимовский Рудник – оз. Банное – хр.Крыктытау – п.Салават-Совхоз.

Пробег 48,7 км. (общий - 241,4 км.)
Чистое ходовое время 4 ч 38 мин.
Средняя скорость 10,4 км/час.
Максимальная скорость 46,6 км/час.
По GPS пробег 51,0 км.

Асфальтовые, грунтовые, щебеночные и лесовозные дороги. Движение по среднепересеченной и сильнопересеченной местности, один перевал.

Встали как обычно дежурные в 6:30, все остальные в 7:00 позавтракали, собрались

9:30 – 0 км – 623 м: сели в седла и обнаружили у Димы М медленный прокол заднего колеса, ХВЗ и Виктор остались, учитывая что у них скорость выше, остальные трое поехали потихоньку вкатываясь до дороги с которой свернули вчера.

09:51 – 3,5 км – 517 м: по лесной дороге доехали до п.Теляшево, после населенного пункта пересекли р.Аналык и его приток вброд и поехали дальше по лесной дороге в п.Кусимовский Рудник.

10:40 – 13,2 км – 431 м: объехав по восточному берегу оз.Сабакты (фото 31) вышли на асфальт в п. Кусимовский рудник (фото 32). В магазинах закупили продукты на три дня, новые замки для противоугонного троса, обсудили желание участников на поездку в гондольном подъемнике всесезонного курорта на оз.Банное. Опрос показал что желающие проехать есть, также есть желающие потом спуститься вниз на велосипеде, но их оказалось меньшинство, учитывая плотный график на сегодня сфотографировались (фото 33) и, скрипя сердцем, проехали мимо.

12:05 – 22,0 км – 480 м: доехали до поворота на детский лагерь и свернули, проехав 1 км. по асфальту на лево на лесную дорогу (фото 34). Форсировали вброд достаточно глубокий ручей, вытекающий из гор. Чтобы не намочить ноги Игорь даже перешел ручей босиком, сняв обувь.

12:39 – 27,0 км – 536 м: выехали на старую насыпную дорогу (фото 35) и по ней подъехали под перевал хр.Крыктытау. Под перевалом наслаждаясь видами изрезанного, выветренного и без растительности хребта сделали вывод, что мы почти в больших горах типа Кавказа или Средней Азии. Быстро перекусив обильным количеством всякой сухомятной снеди, поехали на перевал по левому берегу ручья (фото 36). При подъеме на перевал уклон почти сразу сильно возрос, стали попадаться каменистые участки, неЛоси слезли с велосипедов и спокойно пошли пешком (фото 37). Лоси усиленно вкручивали, но местами также превращаясь в пешеходов с велосипедами. В месте пересечения р.Мусык и дороги образовалась мощная наледь (фото 38). После пересечения ручья (фото 39) и перехода дороги на правый берег дорога превратилась в грязевую с многочисленными ручьями и снежниками до ста метров в длину (фото 40). Ближе к седловине перевала количество ручьев и снежников уменьшалось пропорционально набранной высоте. Выезд на перевал уже проходил по вполне приличной щебеночной дороге. Подъем на перевал – 2,8 км., средний уклон 10%, с общим набором высоты от выхода на насыпную дорогу 285 м., в средней части – 1 км. 14%.

14:05 – 29,8 км – 820 м: на перевале был встречен маленький микроавтобус Mitsubishi (фото 41) с двумя путешественниками, которые пускали воздушного змея. Спуск с перевала с небольшим сбросом высоты 100 м, пологий – уклон 6,6% с частым пересечением ручьев стекающих с гор.

14:35 – 31,5 км – 727 м: спустившись с перевала на пересечении р.Карасыер остановились на солнечном косогоре на обед, сварили супчик с колбасой, он получился очень вкусным. После обеда продолжив движение по вполне хорошей щебеночной дороге, на которой присутствовало определенное количество больших луж (фото 42).

16:38 – 37,6 км – 648 м: доехали до р.Савалык после которого дорога поворачивает на север, пересекли его по снежному мосту, после переправы дорога превратилась в действующую лесовозную.

17:08 – 41,4 км – 692 м: доехав до Салават-Совхоза увидели один жилой дом (фото 43). Дорога в этом месте идет полями, основная дорога уходит по направлению к п.Абзаково, хорошей дороги в направлении п.Узянбаш не видать. Поехали по направлению к п.Абзаково.

17:31 – 43,3 км – 661 м: проехав по дороге, увидели поворот налево, свернули. Дорога закончилась примерно через километр вырубками, пошли в разведку с использованием GPS по направлению к обозначенной дороге на п.Узянбаш.

18:17 – 46,0 км – 684 м: нашли ее, на удивление хорошая щебеночная дорога. Здесь обнаружили поломку стойки багажника у Димы М., подремонтировав багажник подручными средствами и перекусив, поехали в 18:52 по направлению перевала через хр.Уралтау. К сожалению, дорога быстро превратилась в хорошо разъезженную действующую лесовозную дорогу.

19:48 – 51,0 км – 721 м: Решив, что по такой дороге нам перевал сегодня не одолеть. Остановились на ночевку среди снежников и муравейников в сосновом лесу на берегу р.Сатраюрт. На ужин готовить заступили Виктор и Вова. Сегодня немного отстали от графика, планировалось пересечь хр.Уралтау, но поломка багажника + лесовозная дорога подпортила планы, но у нас есть дневка в запасе, поэтому настроение по-прежнему хорошее, погода несмотря на минусовые ночные температуры радует своей сухостью.

Потери:

  • поломка стойки багажника у Димы М. сломалась по отверстию крепления к раме, поставили на большую шайбу и закрепили дополнительно веревкой.
  • медленный прокол заднего колеса у Димы М.
  • захрустела педаль у Димы Б.

Погода:

сухо, температура утром –3°C, днем +17°C, вечером 0°C.

5 день. 05 мая.
хр.Уралтау – п.Узянбаш – п.Серменево – п.Бердагулово.

Пробег 92,0 км. (общий - 333,4 км.)
Чистое ходовое время 5 ч 27 мин.
Средняя скорость 16,8 км/час.
Максимальная скорость 67,1 км/час.
По GPS пробег 87,6 км.

Асфальтовые и лесовозные дороги. Движение по среднепересеченной и сильнопересеченной местности, пять перевалов.

Встали рано, как всегда, позавтракали по английски - овсянка. С утра холодно –7°C, кругом снежники, велики все в замерзшей грязи, но у всех вроде все крутиться. Собирались долго, главное развлечение - одевать холодные велотрусы на то самое место с криком "Банзай", далее непереводимая лексика.

09:42 – 0 км – 687 м: Выехали, до п.Узянбаш и хороших дорог. Продолжили движение по разбитой "Уралами" лесовозке (фото 44) на перевал хр. Уралтау, перевал как и везде через Уральский хребет невысокий и некрутой (фото 45). Подъем на перевал – 4,5 км., средний уклон 5%, с общим набором высоты от реки 234 м. заехали/зашли достаточно быстро, дорога от сухой до напрочь разбитой.

11:04 – 4,6 км – 928 м: На перевале съели зачетную шоколадку, очистили от грязи покрышки т.к. на колесах было по нескольку килограмм грязи (фото 46), сфотографировались всей группой (фото 47). Виктор привязал видеокамеру на шлем и поехали вниз (фото 48). Спуск проходит по разбитой, с колеями, в которых текут ручьи, дороге (фото 49). Спуск не очень длинный около 3 км. и с уклоном 5%, но технически требует внимательности. Игорь, обгоняя народ, чтобы сфотографировать прохождение спуска, запутался в колеях. У него повело велосипед, сам он, технично спрыгнув, пробежал метров десять вниз. При падении велосипед издал неприятный звук ломающихся деталей. При осмотре обнаружен провернутый рог и чуть-чуть погнутый петух. Спуск заканчивается на большом поле (фото 50) с которого видна г.Кагаташ (936 м.), симпатичная скальная вершинка. До Узянбаша доехали быстро, выезд на асфальт проходит по совсем уезженной дороге (фото 51). После прохождения участка оз.Банное-п.Узянбаш до конца похода приклеилось название для плохих дорог - "Полный Узянбаш".

11:52 – 12,3 км – 751 м: на асфальте (дорога до заасфальтирована – не верить картам), на краю поселка остановились (фото 52). Виктор и Дима М. поехали узнать где можно приварить шайбу на стойку багажника, остальные очистили велосипеды, смазали цепи, выгнули загнутый петух, поставили рог на место. Заварить стойку багажника не удалось, поехали дальше по чудесной асфальтовой дороге, которая великолепным спуском привела нас в п. Хусаиново, здесь потеряв около 35 мин. времени починили багажник и с чистой совестью поехали дальше с мыслью об обеде.

13:24 – 21,1 км – 540 м: Обед застиг нас у моста через реку Б.Рязь, на улице солнце, тепло. Виктор предложил опять есть быстрорастворимую картошку, ХВЗ под предводительством Димы М. пытались оспорить данное решение, т.к. нам сегодня после обеда надо проехать еще около 65 км, перечитав содержание калорий решили, что вроде питательно по цифрам. После дебатов, пока кипятиться вода, устроили промывочный день. Все всё что считали нужным помыли, умыли. Игорь опять умудрился навернутся, только теперь в ручей поскользнувшись на камнях, промочил все кроме памперса в велогамашах, за обед все высохло, кроме резиновых сапог. В 15:30 объявлен старт асфальтовому пробегу по хорошо пересеченной местности (фото53).

16:00 – 40,9 км – 468 м: проехав до Серменево около 20 км. (фото 54), на развилке с объездной дорогой поняли, что картошка уже улеглась, заехали в поселок и закупили конфеты, печенье и съели четыре больших рогалика, выпив 3л. банку сока. Жизнь наладилась, и с п.Серменево по трассе Белорецк - Уфа мы поехали через Южно-Уральский заповедник. Дорога идет вверх/вниз. Получается хорошая тренировка. ХВЗ решили тащить на колесе всех, в принципе получалось, кто хотел тот ехал.

17:17 – 54,5 км – 659 м: остановились маленько отдохнуть и осмотреть трехуровневую развязку – внизу ж/д Белорецк-Уфа, потом разобранная узкоколейная ж/д Белорецк-Тукан и потом шоссе Белорецк-Уфа (фото 55).

17:50 – 64,5 км – 517 м: остановились отдохнуть на мосту через р.Б.Инзер (фото 56), т.к после нас ждал перевальчик с набором высоты 200 м с высотой около 700 м над у.м.

19:10 – 84,9 км – 488 м: после перевала п.Багарышта (фото 57), собрались и всей группой сфотографировались (фото 58).

19:45 – 87,6 км – 412 м: не доезжая до п.Бердагулово подъехали к мосту через р.М.Инзер, в этом месте пересекает автодорогу и реку заброшенная ж/д дорога в Межгорье (город под г.Ямантау 1640 м.). Здесь по документам случился экватор похода и началась вторая часть похода - "железнодорожная". С ночевкой в данном месте следует быть поаккуратней т.к. это территория заповедника, в связи с этим пришлось воспользоваться местом ночевки которое знал Виктор. Для этого мы влезли по ступенькам лестницы на ж/д мост через автодорогу (фото 59), потом перешли по ж/д дороге обратно р.М.Инзер и спустились опять по ступенькам к реке. Для конца тяжелого дня это было достаточно жестоко. При большом желании можно не лезть на ж/д, а переправиться через достаточно большой приток, но при холодной погоде это тоже не весело. На ночь окончательно остановились в 20:15. Заступили на дежурство по второму кругу. Сергеем и Димой Б. было приготовлено много замечательной еды. ХВЗ дивили всех тем, что отправились на реку мыть велосипеды (фото 60). Сегодня догнали график + на всякий случай, еще есть запасной день - дневка.

Потери:

  • после падения заскрипела каретка, погнут петух, провернут рог у Игоря.

Погода:

сухо, температура утром –7°C, днем солнце, тепло, вечером +3°C.

6 день. 06 мая.
п.Бердагулово – п.Манышта – п.Бриштамак – п.Зуяково.

Пробег 71,0 км. (общий - 404,4 км.)
Чистое ходовое время 5 ч 56 мин.
Средняя скорость 11,9 км/час.
Максимальная скорость 68,2 км/час.
По GPS пробег 69,6 км.

Асфальтовые, щебеночные, лесные дороги и насыпи железных дорог. Движение по среднепересеченной и сильнопересеченной местности, два перевала.

С утра проснулись по расписанию, утром опять минусовая температура, но уже привыкли, весна не осень, солнышко выходит раньше, когда едим и собираемся уже плюсовые температуры. На утро с завтраком вышел косяк, начпрод не проконтролировал досконально утреннюю молочную манку. Оказалось, что дежурные ни разу в жизни ее не варили (и как партизаны молчали), поэтому фраза "засыпайте ее медленно и помешивайте" была воспринята своеобразно. Ели кашу с большими комками, бывает. На небе с утра были красивые перистые облака (фото 61), думая, что к обеду погода испортиться, собрались.

09:40 – 0 км – 423 м: поехали докатывать асфальтовый участок, предварительно преодолели ж/д мосты. С п.Бердагулово (фото 62) огибая г. М.Ямантау (976 м.) дорога с 200 м. набором высоты взбирается на перевал (фото 63). На спуске красивый вид на гору (фото 64) и сброс высоты на 350 м..Асфальт для нас заканчивается перед мостом через р.М.Инзер поворотом направо на щебеночную дорогу по указателю п.Нижняя Тюльма (фото 65).

11:05 – 19,8 км – 259 м: казалось, что на несколько дней мы сказали асфальту до свидания. Щебеночная дорога идет вдоль р.Инзер периодически обходя сверху прижимы (фото 66). В ближайшей деревне с магазином были приобретены булочки с соком и успешно съедены и выпиты. В п.Манышта (фото 67) лесники поинтересовались откуда и куда мы идем, не возражали против движения по дороге не сворачивая в лес, в заповедник. Проехав поселок свернули с дороги и Виктор, как уже ходивший в этих местах, повел нас полевой дорогой к ж/д мосту, т.к. дальше моста через Инзер вроде нет. Залезли на насыпь доехали до ж/д моста и как стадо баранов ломанулись через мост (фото 68), четверо прошло, а троих проходящий поезд застал на мосту, пронесло, что это был не пригородный электропоезд, он значительно шире, дальше надо быть внимательнее. Доехав по лесной дороге до ст. Тюльма увидели пешеходный подвесной мост через Инзер от п.Нижняя Тюльма (фото 69), бывает, жизнь идет, Башкирия развивается. С этого момента и до г.Аша, как оказалось дорогам на карте можно больше не верить. Доехав до станции, переехали ж/д под мостом рядом с руслом ручья и свернули от р.Инзер в горы.

11:05 – 19,8 км – 259 м: по насыпной щебеночной дороге хорошего качества, стали подниматься в горы, опять разделились и въехали/зашли на перевал. Подъем – 1,9 км., средний уклон 7,3%, с общим набором высоты 138 м., после чего неожиданно вышли на асфальт проложенный из п.Усмангали до п. Ассы . Продолжили подъем еще на 140 м. со средним уклоном 2,5%., дорога проложена по верху хребта Бол.Арка (фото 70), начался спуск.

13:54 – 42,5 км – 453 м: развилка асфальтовая дорога идет спуском в п.Ассы, нам туда не надо (фото 71), свернули налево на щебеночную дорогу в п.Бриштамак (фото 72). Спуск крутой, покрытие крупнощебеночное, так что приходится притормаживать, на спуске одновременно пробили задние колеса Игорь и Дима М., все остальные укатили, варить обед. Пока меняли камеры, мимо на подъем по встречной полосе на огромной скорости, пронесся бешенный Volkswagen Passat, таким образом, что чуть не задавил нас ремонтирующихся на обочине, а на повороте почти вылетел с дороги. Не дай бог такого идиота встретить спускаясь на велосипеде по крутой щебеночной дороге.

14:20 – 45,8 км – 255 м: на обед расположились на р.Бриш в лесочке, под палящим солнцем - стало очень хорошо после минусовых утренних температур (фото 73). Сварили супчик, к сожалению переложили специй, но в целом хорошо поели, отдохнули, умылись, помылись, заклеили камеры и собрались ехать дальше в 16:27. Дальше ехали не долго, только до п.Бриштамак (фото 74).

16:55 – 51,0 км – 197 м: пересекли по подвесному пешеходному мосту р.Инзер (фото 75) и поехали по тропинке вдоль ж/д насыпи в сторону п.Зуяково. Тропинка быстро кончилась и дальше это была не езда, а мучение т.к. относительно недавно меняли железнодорожное полотно и насыпь из себя представляла неукатанную рыхлую скальную щебенку с острыми краями (фото 76). Передвижение также усложняли технологические железнодорожные препятствия которые заставляли или спешиваться или с трудом их объезжать. Поезда проезжают не часто, железная дорога однопутная, в целом с точки зрения безопасности передвижение приемлемое (фото 77). Лоси как всегда уехали, неЛоси ехали/шли потихоньку и догнали Володю, он пробил заднее колесо, менял камеру. Потом случился неприятный случай связанный с растягиванием группы по маршруту Володя, Игорь и Дима Б. поехав обнаруженной тропинкой по лесу обогнали группу уехавшую вперед и приехав в п.Зуяково остановились перед пешеходным мостом (фото 78) с вопросом "Где народ?". Сняв велобаул Володя съездил назад по ж/д насыпи и обнаружил группу которая к тому времени нашла тропинку, велосипедные следы на ней и проведя следственный эксперимент сделала вывод: "Проехало трое велосипедистов на покрышках установленных на велосипедах участников похода." Вот так при наличии одной дороги маленько потеряли друг друга и время на поиски.

19:36 – 63,0 км – 190 м: собравшись все вместе в п.Зуяково пересекли р.Инзер по пешеходному мосту (фото 79), купили в магазине молока, печенок, съели мороженое и узнали дорогу до Габдюково. Дорога оказалась вначале асфальтовой.

20:23 – 66,5 км – 185 м: после пересечения автомобильного моста через р.Инзер дорога стала очень жестокой - покрытие крупная речная галька, для отбитого на ж/д насыпи места соприкосновения тела с велосипедным седлом это уже было очень плохо.

20:37 – 69,6 км – 180 м: доехали до ручья вытекающего из гор между п.Зуяково и п.Габдюково, пересекли ж/д под мостом и поднявшись вверх по течению около 500 м. встали на ночь в 21:00. Лесное ущелье ручья впадающего в р.Инзер, очень живописное. напоминает собой причерноморские горы Кавказа. Высота над уровнем моря ниже г.Челябинска. С трудом выбрали места установок палаток, густой лиственный лес и косогоры. Сегодня в лексикон введено понятие "Узуячились". На дежурство заступил Игорь в одно лицо, и небольшую помощь ему оказывал добровольный волонтер в лице Димы Б., с удовольствием съели ужин, провалился даже не почувствовали. Теперь быстро и без вопросов все продукты делятся на семь частей - научились! Выработали план на завтра. Т.к. данных о существовании дороги от п.Габдюково до п.Азово не было, принято решение об обязательном раннем выезде (9:00), зондировании у местных наличия дороги вдоль ж/д или через горы, на этом участке имелся ж/д тоннель, который естественно необходимо было проходить сверху, он охраняется. При отсутствии дорог вообще - проезд на пригородном электропоезде с посадкой на него в п.Габдюково в (10:00). Расписание электричек сфотографировали на ст.Зуяково.

Потери:

  • прокол заднего колеса у Димы М., Игоря, Володи.
  • участников похода...

Погода:

сухо, температура утром –4°C, днем солнце, жарко, вечером +10°C.

7 день. 07 мая.
п.Габдюково – п.Азово – п.Айтмембетово – п.Узунларово – п. Валентиновка – п.Лагутовка.

Пробег 64,0 км. (общий - 468,4 км.)
Чистое ходовое время 5 ч 40 мин.
Средняя скорость 11,3 км/час.
Максимальная скорость 59 км/час.
По GPS пробег 65,2 км.

Щебеночные, лесные, зарастающие лесовозные дороги и насыпи железных дорог. Движение по плоской равнине вдоль железной дороги и один перевал.

Утро прошло в напряжении т.к. расслабляться со сборами некогда, электричка не ждет. Впервые за поход с утра положительная температура, тепло. Все быстро поели, собрались, съели завтрак.

09:15 – 0 км – 188 м: вышли с ущелья обратно на дорогу. Лоси тут же рванули по крупногалечной дороге, нелоси чуть-чуть отстали. Отъехав не более 1 км. у Сергея взорвалась покрышка по корду, он знал что такое может произойти возил с собой индивидуально запасную. Быстро заменили покрышку и камеру и рванули догонять (фото 80). По словам Виктора вдоль крупногалечной дороги шла лесная накатанная дорога приемлемого качества, он ехал по ней, остальные ее не заметили (фото 81).

09:25 – 2,9 км – 190 м: На въезде в п.Габдюково группа ждала отставших с нормальными новостями (фото 82) - дорога вдоль ж/д в основном есть, через горы нет (сильно заросшая используется в сенокосных целях), на электричке не поедем. Смазали цепи, так как утром торопились и не смазывались, отъехали в 10:00. В Габдюково удивила школа – ухоженное здание с башней, на башне часы (фото 83). Выехать из п.Габдюково по пешеходному мосту не удалось, он был на ремонте и оккупирован строителями (фото 84). Пришлось опять лезть через ж/д мост (фото 85). После прохождения нами ж/д моста, проехал электропоезд и остановился на станции, которая находиться сразу за мостом. Все убедились, что электропоезд значительно шире и на мостах от него можно спрятаться только в карманах, грузовые и пассажирские можно пропустить и прижавшись к перилам, чего тоже делать не следует. Дорога до тоннеля шла вдоль ж/д насыпи по левому краю, дорога хорошая, насыпная используется для технологических целей обслуживания тоннеля. При подъезде к тоннелю дорога стала забирать вверх.

10:50 – 8,7 км – 245 м: поднявшись на перемычку обнаружили перпендикулярно дороге и потом вниз уходит водоотводной канал (фото 86, 87), напоминающий бобслейный желоб, Володя по нему покатался. На перевале установлен знак!!! спуск 9% (фото 88), и это там где автомобиль встретить это нонсенс, т.к. автомобили которые ездят здесь могут попасть сюда только преодолев вброд р.Инзер. Дорога после проезда тоннеля по карте уходит на правую сторону. Спуск закончился у ворот охраняемой зоны тоннеля, объезд охраняемой зоны по левой стороне, пришлось в очередной раз перетащить велосипеды через железнодорожный путь. Тоннель очень серьезно охраняется, фотографироваться запрещено. Вокруг тоннеля строятся достаточно серьезные водозащитные сооружения (фото 89). Строители сказали что дальше, дороги в их понимании нет. Поехали, нормально так – по большим лужам, ехали недолго. К сожалению, в этом году незадолго да нашего прохождения, сделали зачистку поросли молодняка на насыпи железной дороги, и все деревья свалили на дорогу. Помучились по этим завалам, да еще с лужами.

12:00 – 15,4 км – 152 м: перекусили на берегу р.Инзер, хорошо, красиво, тепло (фото 90). В 12:40 вышли и на насыпь, ну его такую дорогу. На насыпи встретили путейца который сказал, что через 500 м. дорога дальше уже очищена от сваленных деревьев, а в том месте где по карте дорога пересекает р.Инзер, дорога заканчивается и надо ехать около 2 км. по насыпи, после пересечения ж/д моста через приток р.Инзер опять появляется дорога.

13:00 – 18,6 км – 145 м: дорога кончилась, вышли на насыпь.

13:24 – 20,7 км – 150 м: пересекли мост и появилась дорога выходящая с гор по притоку р.Инзер. Все совпало с описанием, доехали благополучно до п.Карагай, пересекли ж/д дорогу по мосту (фото 91), переждав поезд (фото 92). До ст.Равтау виднелась хорошая насыпная дорога, поехали, уперлись в огромную лужу, попробовали вброд без велосипеда - выше колен уже в начале, опять поднялись на насыпь, объехали спустились на дорогу, опять уперлись в лужу, опять поднялись на насыпь. Сделали вывод ну его это болото и доехали до ст.Равтау по ж/д насыпи (фото 93). От ст.Равтау (фото 94) до п. Азово проехали по дороге приемлемого качества. От обеда было решено отказаться, о чем потом пожалели.

14:36 – 28,1 км – 139 м: В п.Азово перекусили всякой разной стряпней и соком и узнали дальше дорогу, выехали в 15:17. От п.Азово до п.Узунларово идет свежая насыпная дорога, которая на карте не указана. Азово очень чистый и ухоженный поселок, с русским населением, с красивыми домами в стиле эклектика (фото 95, 96, 97) - все это очень удивило. Здесь закончился основной железнодорожный этап нашего похода, до Транссиба теперь необходимо добраться по пампасам в треугольнике рек Сим, Инзер, Лемеза. Этот участок сложен тем, что выходов к г.Аша практически нет, в связи с тем что реки здесь большие, а мостов практически нет.

16:40 – 44,4 км – 143 м: доехали до п.Узунларово по выматывающей жаре и крупногалечной дороге (фото 98), проходящей по болотам (фото 99). За последние дни, при наступившем дневном солнцепеке получили односторонний, левой части тел т.к. двигались на запад, загар. Никто не взял солнцезащитный крем, не ожидали жары, на дожди настраивались. От п.Узунларово (фото 100) свернули на старую насыпную дорогу сразу уходящую в гору на п.Валентиновка. Здесь в тени леса въехали/зашли на небольшой перевал.

16:54 – 46,0 км – 258 м: набрали основную высоту этого небольшого перевала, крутизна 7,5% и остановились передохнуть, собраться. Здесь нас ждало большое огорчение - заметили впившегося в бровь клеща у Володи, подцепил явно пока шарахались от болот до насыпи между п.Карагай и п.Азово. Он пристроился сразу ниже банданы под очками - там тепло, мокро и недует. Намазали клеща толстым слоем детского крема и устроили заседание политбюро состоящее из двух вопросов:

  1. Что делать с клещом?
  2. Что делать с Вовой?

Маленький опрос показал, что опыт по удачному удалению клеща имеет только Игорь. Пока клещ в муках помирал, выяснили, что у Вовы единственного из группы, не было прививки против клещевого энцефалита. После рассмотрения разных вариантов решено, едем завтра любыми способами до г.Аша, там ставим иммуноглобулин, если его не находим, садим Вову на поезд и машем ручкой, т.к. основная группа планировала доехать своим ходом до п.Кропачево.

Клещ был удачно перевязан ниткой и после долгого раскачивания, вылетел из брови целенький. Клеща на всякий случай упаковали в пластиковую в баночку. В 17:38 тронулись дальше, еще набрав высоты до отм.289 м. практически на максимально высокую точку небольшого хребта с вершиной высотой 318 м. Дальше нас ждал спуск и красивый вид на запад (фото 101). На спуске упал Эдик, удачно выстегнувшись из контактов и маленько пробежав, Игорь на него чуть не наехал.

18:00 – 49,2 км – 165 м: п.Валентиновка, нашли дорогу на п.Лагутовка.

18:26 – 57,9 км – 189 м: До п.Лагутовка доехали быстро, после нас ждали пампасы. Опрос местных жителей показал, что дорога есть (как оказалось позже - была) насыпная щебеночная, вдоль р.Саргай, по словам местных жителей лесовозная шоссейка - что это значило мы даже после похода так до конца и не поняли, то ли над нами посмеялись, то ли мы над собой посмеялись. Уже вечерело, из последних сил, пожевав козенаков и сухофруктов, поехали в горы по направлению к несуществующему п.Горный, ехали недолго около 2 км (фото 102), после этого началась зарастающая лесовозная дорога (фото 103), местами с размытыми ручьями колеями (фото 104).

20:16 – 65,2 км – 246 м: остановились на ночевку в запланированном месте. Встретили дедушку на лошади который сказал что проезжабельная дорога есть за хр.Ману (проверить информацию не удалось). Пока разбивали лагерь и готовили ужин провели разведку, т.к. зарастающую лесовозку мы потеряли выйдя на какие-то поля. Виктор и Игорь по GPS сходили по очереди в разные стороны, то что осталось от дороги было обнаружено и пройдено вперед примерно на 2 км. Прогноз на улучшение дороги не оправдался, скорее она только ухудшалась. На вечернем заседании за приготовленным Димой М. и Эдиком ужином было объявлено, что рекомендуется приготовится утром передвигаться велопешком. Очень сильно устали, ранний выход, отсутствие обеденного перерыва и движение вечером по сложной дороге сказывается, укус клеща затянул дневное передвижение. Легли спать поздно.

Потери:

  • окончательно начали разваливаться три рюкзака "Манарага" 70 л (Игорь, Дима Б., Дима М.) у одного вырван большой клок ткани с боку штанины, у двух ткань разошлась в швах.

Погода:

сухо, температура утром +4°C, днем солнце, жарко, вечером +5°C.

8 день. 08 мая.
п.Пятилетка – п.Симское – п.Ауструм – п.Урман – п.Улу-Теляк – ст.Казаяк – г.Аша.

Пробег 92,0 км. (общий - 560,4 км.)
Чистое ходовое время 6 ч 34 мин.
Средняя скорость 14 км/час.
Максимальная скорость 45,1 км/час.
По GPS пробег 93,2 км.

Асфальтовые, щебеночные, лесные, зарастающие лесовозные дороги. Движение по слабопересеченной местности.

Встали поздно, проспали, т.к. дежурные что-то попутали с будильником, и подъем случился на 1 час позже, собирались долго, чувствовалась вчерашняя усталость. Позавтракали, собрались и выехали/вышли.

10:25 – 0 км – 225 м: только Виктор участками пытался ехать все остальные пошли пешком. Зарастающая лесовозная дорога, иногда вообще не проходимая (фото 105), продолжалась еще около 4 км., после появилась тропинка с более менее очищенная от зарослей (фото106). Поехали на велосипедах.

12:10 – 5,5 км – 294 м: перевал и очень хороший расчищенный спуск. Дальше по дороге очень много поперечных глубоких промоин от ручьев, на дне канав иногда лежат стальные трубы. Дорога на самом деле была достаточно качественной, но очень давно. Лес в этих небольших горах был хвойный, вырублен очень варварски - полностью, скорее всего в 50-60 годах. О том, что здесь был лес, напоминают только встреченные огромные лиственничные пни и нижняя часть стволов лиственниц, которые по каким-то причинам не вывезли. Горы теперь имеют чисто лиственный лес состоящий из березы, осины и немного сосновый ближе к несуществующему п.Горный, который и был перевалочной базой лесосеки. Вот так - был лес - теперь нет леса. После проезда водораздела скорость передвижения увеличилась в связи с улучшением дороги.

12:53 – 10,3 км – 194 м: на месте п.Горный переоделись на велодвижение, перекусили, выехали в 13:34 к п.Пятилетка. Ехали по грязной дороге расположенной в заболоченной местности (фото 107). Дима М. сломал на этом участке шпильку второй стойки багажника, вкрутили на остатки.

14:40 – 18,8 км – 104 м: в п.Пятилетка пересекли р.Сим по пешеходному мосту (фото 108). Интересна архитектура подвесных мостов в принципе все они построены по одному принципу, но в башкирских деревнях мостовые порталы в виде мусульманских мечетей, в русских деревнях в виде христианских часовен. Т.к. нам сильно надо сегодня в Ашу решили ехать без обеда, перекусив съедобным в магазине, в п.Пятилетка нам это сделать не удалось.

15:34 – 31,0 км – 152 м: доехали до населенного пункта с красивым названием - п.Ауструм, там и приобрели поесть аж в трех магазинах, всего помаленьку. Выехали в 16:20, после п.Ауструм начался асфальт, проехали пару км. по М5, незабываемые впечатления. Свернув на п.Социалистический, через п.Пятилетка доехали до п.Урман (фото 109).

17:10 – 44,6 км – 147 м: узнали на вокзале п.Урман расписание пригородных электропоездов, электричка до Аши будет только через три с половиной часа, ждать смысла нет. В 17:20 пересекли на станции ж/д дорогу и поехали по мордодую своим ходом группой на колесе в два ряда. К концу похода скатались.

18:00 – 54,1 км – 116 м: проехали п.Улу-Теляк.

18:38 – 65,6 км – 152 м: п.Красный Восход (фото 110), дорога обходит поселок с юга, направо отвернула асфальтовая дорога, не обозначенная на карте, предположительно на место Ашинской ж/д катастрофы двух пассажирских поездов в 1989 г. Асфальт закончился и начался качественный грейдер, доехали до п.Казаяк (фото 111).

19:05 – 72,7 км – 142 м: пересекли ж/д дорогу на станции Казаяк, уже видно г.Аша. С правой стороны ж/д доехали до границы Челябинской области, пересекли р.Аша по мосту и въехали в город.

19:40 – 78,6 км – 130 м: Дорога в этом месте пересекает ж/д дорогу под мостом, к сожалению река разлилась, пришлось опять тащить велосипеды на насыпь и переходить рельсы. В городе в аптеках узнавали где можно приобрести и поставить иммуноглобулин, точных данных не сказали. Поехали в городскую больницу, там нам сказали что поставят, если мы его купим и привезем, дали адрес аптеки работающей до 22:00. Нашли, приехали в 20:30, купили иммуноглобулин и шприцы, на Вовины 60 с небольшим кг. живого веса удовольствие обошлось в 4000 руб. ХВЗ втроем съездили на пустых велосипедах в больницу и через 40 мин. вернулись здоровые и веселые. Поехали дальше на выезд из г. Аша в сторону г. Миньяр, т.к. было решено добираться до Челябинска Кропачевской электричкой. Официальная часть похода закончена, фото на память у знака г.Аша (фото 112) и быстрее едем в лес ночевать, т.к. с местами ночевок непонятно, время позднее, набрали воды на колонке в городе.

22:20 – 93,2 км – 152 м: встали на ночь в еловом лесу отъехав недалеко от города. На дежурство заступили Виктор и Вова, поужинали, подольше посидели у костра т.к. это последняя ночевка похода и пошли благополучно спать под гудки электровозов и стук колесных пар.

Потери:

  • поломка стойки багажника у Димы М. срезало опорную шпильку/стойку, вкрутили на остаток резьбы.

Погода:

сухо, утром тепло, днем солнце, жарко, вечером тепло.

Один раз пересекли границу Башкирии и Челябинской обл.

9 день. 09 мая.
г.Аша – г. Миньяр – ст. Симская – г.Сим – п.Ерал – п.Кропачево

Пробег 61,5 км. (общий - 621,9 км.)
Чистое ходовое время 3 ч 57 мин.
Средняя скорость 15,5 км/час.
Максимальная скорость 68,2 км/час.
По GPS пробег 60,0 км.

Проснулись как всегда, поели , собрались, выехали в 9:19, до Кропачево добрались в 14:08, (фото 113) купили перекусить и сели в электричку до Челябинска отправляющуюся в 16:00.

Суммарная оценка категории сложности маршрута

Горные протяженные препятствия (ПП)

Не предусмотрены.

Равнинные протяженные препятствия (ПП)

Наименование Кпк Кпр Кпер Кв Сг Баллы КС
п. Ахуново – Карагайский бор 1,0 1,24 1,2 1,0 1,1 1,6 2
п.Москово – п.Вятский 1,3 1,12 1,4 1,01 1,1 2,26 2
оз.Банное – п.Узянбаш 1,7 1,33 1,4 1,08 1,1 3,76 3
п.Серменево – сворот на п.Манышта 0,8 1,59 1,4 1,04 1,1 2,04 2
п.Бриштамак – п.Узунларово 1,6 1,63 0,8 1,0 1,1 2,30 2
п.Лагутовка – п.Пятилетка 2,0 1,19 1,0 1,0 1,1 2,62 3

Расчет Кпк для РПП с переменным покрытием:

  1. оз.Банное - п.Узянбаш.
    • От асфальта - под перевал Кпк 1,0 - 3 км.;
    • подъем на перевал Кпк 1,6 - 3 км.;
    • спуск с перевала до лесовозной дороги Кпк 1,3 - 7 км.;
    • по лесовозной дороге до и после п.Салават Кпк 1,6 - 5 км. и дальше до п.Узянбаш Кпк 2,0 - 15 км.
    Итого: Кпк средний = (3*1 + 3*1.6 + 7*1.3 + 20*2.0)/33 = 1.7
  2. п.Лагутовка - п.Пятилетка.
    • п.Лагутовка - до зарастающей дороги Кпк 1,3 - 2 км.;
    • заросшая лесовозная дорога Кпк 2,5 - 7 км.;
    • более менее проезжабельная дорога 2,0 - 10 км.
    Итого: Кпк средний = (2*1.3 + 9*2.5 + 8*1.6)/19 = 2,0

Сумма баллов за протяженные препятствия - П

КС Число препятствий Баллы Баллы идущие в зачет
1 Не учитывались 3 3
2 4 8,2 5
3 2 6,38 6,38
Итого 14,38

Равнинные протяженные препятствия 1 к.с. не учитывались, так как любая гравийная, грунтовая или проселочная дорога (Кпк 1,0), длинной не менее 5 км. (Кпр 1,05), по слабопересеченной местности (Кпер 1,0) при Кв 1,0 и Сг 1,1 соответствует ПП 1 к.с. (1,0*1,05*1,0*1,0*1,1 = 1,16), таким образом для расчета принято максимальное количество баллов – 3.

Расчёт эквивалентного пробега (ЛП)

Локальные препятствия Эквивалентный пробег, км Примечание
1 Броды 8*0,5=4 брод
2 Снежно-ледовые участки на подъеме на пер. через хр. Крыктытау с восточной стороны 200/100*2=4 фирн, наледи

Итого по локальным препятствиям - ЛП - 8 км.

Интенсивность прохождения маршрута

I=(Lф+ЛП)*Тн/(Тф*Lн)=(560+8)*1,2*10/(9*500)=6816/4500=1,51

Автономность

А=1,0

Категория сложности

КС=П*I*А= 14,38*1,51*1,0=21,71 балла, что соответствует 3 категории сложности.

По расчётам получается, что фактически пройден поход 3 категории сложности.

Данные о пройденных дневных пробегов с велокомпьютера руководителя Vetta RT55, пройденных ежедневных участках взяты из трека навигатора GPS Garmin серии Etrex. Разница в дневных пробегах обуславливается тем, что GPS не учитывает рельеф, а велокомпьютер на сложных участках, которые приходиться проходить пешком иногда не считает пробег.

Перечень интересных объектов

  1. Карагайский бор, преобладает смешанный лес.
  2. Спортивно-оздоровительный комплекс на оз. Банное.
  3. Хребет Крыктытау, является естественной границей таежной и лесостепной зоны.
  4. Долина реки Инзер.
  5. Долина реки Лемеза, водопад Атыш, пещеры.

Характеристика снаряжения и питания

Велосипеды. Использовались горные велосипеды с алюминиевыми рамами, амортизационными вилками, дисковыми механическими тормозами и ви-брейками с навеской уровня Acera - Deore XT, с 24 и 27 скоростями. Нежелательно использование спортивных облегченных баттированных рам велосипедов без штатных креплений багажника и систем высокого уровня с большой алюминиевой звездой. Остальное оборудование велосипедов чем выше уровнем, тем лучше. Целесообразность использования дисковых гидравлических тормозов пока так и не ясна в связи с отсутствием опыта. Для тормозов типа ви-брейк целесообразно использование картриджных колодок т.к. подразумевает иметь с собой в запас только резиновые картриджи.

Рюкзаки. Использовались классические велобаулы от 60 до 90 литров и заплечные велорюкзаки 20-30 л. (по желанию для легких вещей необходимых для быстрого использования).

Обувь. Четверо участников передвигалась на контактных педалях в велотапках, остальные трое в кроссовках. На плохую погоду и грязевые участки у шестерых участников предусматривались резиновые сапоги, у одного высокотехнологичные трекинговые ботинки с защитными фонариками. Приходится констатировать, что резиновые сапоги - хорошая обувь только при отсутствии качественных ботинок, в любых других случаях использование ботинок и защитных фонариков более целесообразно. Необходимость использования контактных педелей остается на усмотрение участников и подразумевает также использование защитных влагостойких утепляющих бахил.

Бивачное оборудование. Для приготовления пищи предусмотрено было три котла. Два «плоских» котла по 4 и 5 литра из тонкой нержавеющей стали и круглый котел на 5 литров из тонкой стали. Имелся топор, цепная пила, костровой трос. Было две четырехместные каркасно-дуговые палатки, тент 5х4 м., одна газовая горелка.

Специальное снаряжение. Для возможных переправ имелась веревка 8 мм. 30 м., набор репшнуров, петель и карабинов. для ориентирования использовался GPS навигатор.

Организация питания. Утром – молочное блюдо, обед – суп или быстрорастворимое картофельное пюре или перекус, ужин мясное блюдо. Предусматривался перекус до обеда или после обеда в зависимости от раннего или позднего обеда. Передача дежурства осуществлялась с обеда на ужин. Ориентировочное меню и порядок дежурства были сообщены участникам до похода. В связи с отказом от тушенки, мясное блюдо готовилось с использованием колбасы или уже готового мяса, один раз попробовали с рыбными консервами - не понравилось, отказались. Продукты закупались в среднем на три дня, хлеб на полтора дня. Для НЗ предусмотрены были сухари приготовленные из двух булок хлеба.

Списки снаряжения

Групповое снаряжение в поход

  1. Палатка каркасно-дуговая с юбкой – 2 шт.
  2. Тент 5х4 м. – 1 шт.
  3. Пила цепная – по 1 шт.
  4. Топор, на нем костровая рукавица – 1 шт.
  5. Котлы – 3 шт.
  6. Поварешка + губка для мытья – по 1 шт.
  7. Трос костровой – 1 шт.
  8. Горелка газовая – 1 шт.
  9. Баллоны газовые – 1 шт. по 445 гр.
  10. Аптечка медицинская – 1 шт.
  11. Ремнабор общ. + велоремнабор – 1 шт.
  12. Будильник – 1 шт.
  13. Навигатор GPS + компас – по 1 шт.
  14. Папка руководителя с документами – 1 шт.
  15. Фотоаппарат фотографа – 1 шт.
  16. Видеокамера оператора – 1 шт.
  17. Веревка 8 мм. 30 м. – 1 шт.
  18. Карабины, репшнуры – по 3 шт.
  19. Термометр 1 шт.

Личное снаряжение в поход

  1. Велосипед оборудованный багажником, передним и задним фонарем, крыльями – 1 шт.
  2. Велобаул штаны – 1 шт.
  3. Рюкзак заплечный – 1 шт.
  4. Шлем или каска – 1 шт.
  5. Очки – 1 шт.
  6. Коврик – 1 шт.
  7. КЛМН – 1 компл.
  8. Фонарь налобный – 1 шт.
  9. Запасные батарейки АА и ААА – 1 компл.
  10. Спальник – 1 шт.
  11. Зажигалка + свечка + растопка + спички – 1 компл.
  12. Сидушка – 1 шт.
  13. Личная аптечка + личный ремнабор – 1 компл.

Одежда

  1. Герметичная упаковка для вещей – 1 компл.
  2. Термобелье/велоодежда легкое – 1 компл.
  3. Термобелье/велоодежда теплое – 1 компл.
  4. Штормовой костюм – 1 шт.
  5. Нательная водолазка – 1-2 шт.
  6. Свитер теплый – 1 шт.
  7. Штаны теплые – 1 шт.
  8. Трусы запасные – 1-2 шт.
  9. Велотрусы – 2 шт.
  10. Ботинки/резиновые сапоги – 1 пара.
  11. Велотапки/кроссовки – 1 пара.
  12. Бахилы/фонарики – 1 пара.
  13. Носки теплые – 2 пары.
  14. Носки синт. тонкие – 1-2 пары.
  15. Шапка – 1 шт.
  16. Жилет утепленный – 1 шт.
  17. Перчатки – 2 пары.

Гигиена

  1. Зубная щетка и паста – 1 шт.
  2. Гигиеническая помада – 1 шт.
  3. Полотенце – 1 шт.
  4. Туалетная бумага – 1 шт.
  5. Крем для рук и лица – 1 шт.
  6. Носовой платок или влажные салфетки – 1 шт.
  7. Расческа – 1 шт.

Документы

  1. Герметичная упаковка для документов – 1 компл.
  2. Паспорт – 1 шт.
  3. Полис медицинский – 1 шт.
  4. Деньги – 3000 руб.
  5. Блокнот + карандаш – 1 компл.
  6. Карта + компас – 1 компл.

Стоимость проживания, питания, средств передвижения

Расходы в среднем на одного человека.

Билеты Челябинск – Миасс – Учалы + за велосипед 168 руб.
Билет Кропачево – Челябинск + за велосипед 219 руб.
Покупка продуктов и расходников до похода 414 руб.
Посещение магазинов в походе 472 руб.
30% бонус пострадавшему от клеща 143 руб.
Итого 1416 руб.

Выводы и рекомендации

Основная цель похода достигнута, маршрут полностью пройден по основному варианту, чему сильно способствовала сухая погода. Пройдены логичные и не очень протяженные препятствия 2 и 3 к.с. При прохождении в дождливую погоду сложность многочисленных полевых и лесных дорог, использованных при прохождении маршрута, может сильно усложниться. За один поход пройдены восточные и западные предгорья, пересечены горы Ю.Урала в широтном направлении. Это позволило чередовать ландшафты, что привело к разнообразию и психологической разгрузке, т.к. каждые два дня окружающая обстановка изменялась.