Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Походы 2009 год Пермское Кольцо
Действия с Документом

Пермское Кольцо, или Туда и Обратно (30.04.2009 – 05.05.2009)

Сергей РџСЂРѕРЅСЊРєРёРЅ (Sergey1505)Последнее изменение: 2010-07-03

Итак, написал я, стало быть, отчет о поездке в пермские дремучие леса : ) Однако, много получилось. Но, раз уж собрался описывать все впечатления и приключения – из песни, как говорится, слова не выкинешь. В конце концов, ведь каждое путешествие и состоит из таких вот мелких моментов. Убери хотя бы несколько – и уже чего-то не хватает в этой оставшейся в памяти мозаике. Словом, вот что у меня из этой затеи получилось.

Теги: Пермь, Велофестиваль

30 апреля 2009. В пути на Каму

Челябинск: авантюра начинается

Маршрут и график движения в Пермь я заранее рассчитал так, чтобы несколько часов пробыть в Екатеринбурге, поэтому в общей сложности в пути предстояло провести в полтора раза больше времени, чем если бы ехать напрямую. Ну, а куда деваться, охота – пуще неволи... :)

Ну что ж, подъем в 5:30, выезд в 6:45. Погода прохладная, но солнечная, асфальт сухой, большого движения по улицам еще не началось, так что добрался на привокзальную площадь без приключений и задержек. Подумалось – вот бы все время такая погодка... :)

На челябинский вокзал я приехал в 7:25, мой поезд № 120 Оренбург-Свердловск уже стоял. Подкатился к вагону, без спешки произвел неполную разборку байка, упаковал его в чехол, и погрузился в поезд за 5 минут до отправления. На верхние полки зачехленный байк поднимать не стал, да и не смог бы один. Поэтому с почетом пристроил его на своей нижней полке, а сам разместился на оставшемся пространстве. Ничего, места хватило, да и ехать-то четыре с небольшим часа. На верхних полках пассажиров не было, так что единственной попутчицей оказалась девочка лет девяти-десяти, путешествующая самостоятельно, без взрослых. Да, это, я вам скажу, достойно уважения! :)

Мимо медленно поплыл старый вокзал... Итак, авантюра начинается! :)

В пути погода начала портиться – небо затянуло тучами, и в районе границы областей начался дождь. Мда, вот тебе и погодка... Но перед Каменском-Уральским небо посветлело, дождь прекратился, и к Екатеринбургу выглянуло солнце. Да и вообще, похоже, дождя здесь не было как минимум дня три. Я вздохнул с облегчением... Но, как оказалось, радовался я рано.

Екатеринбург: грязь, светофоры и пробки

Уральская столица встретила серым пасмурным небом. Но в городе было сухо. Подумал: ну, если так весь день пройдет – и на том спасибо. Неспешно дошел до центра привокзальной площади, расчехлил и собрал байк. И, как только защелкнул пряжки рюкзака и собрался выходить на дорогу – упали первые капли дождя. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день :) Но задуманное надо выполнять – ехать в «Дискавери» за 50-литровым баулом, и в «Манарагу» – просто посмотреть, что хорошего есть. Итак, медленно и осторожно тронулся я от вокзала по улице Свердлова к центру, пытаясь на ходу вникать в особенности местного дорожного движения.

То, что в Екатеринбурге это самое движение отличается от нашего – почувствовал уже через пару кварталов :) Улицы узкие, много перекрестков и светофоров, много машин. Едва успел набрать хотя бы 20 км/ч – впереди показался светофор и забитый машинами перекресток. Остановился, подождал. Машины со светофора расползались очень так не торопясь – у нас это почему-то быстрее происходит. Наконец, перекресток позади, снова набираю скорость – и через сотню метров опять светофор и та же картина. После Челябинска вот так тащиться по улицам – довольно-таки дискомфортно. К центру, на Вознесенской горке, улица превратилась в сплошную пробку, даже вдоль обочины не просочишься. Я перебрался на тротуар, хоть и ПДД не велит (а, впрочем, местные байкеры очень даже нередко по тротуарам катят), но и там больше 20 км/ч мне набрать не удалось, да еще и пешеходы ходят, так что гляди в оба, как говорится. Кое-как, где по тротуарам, где по дороге, то и дело нажимая на тормоза и стоя в пробках, временами сверяясь с картой города, продрался через центральные перекрестки и стал приближаться к первой цели – «Дискавери». Велосипедистов встретил примерно столько же, сколько и в Челябинске, причем довольно разных – от суровых БМХ-еров до девушек на совершенно городских аппаратах, напоминающих «Каму».

Весь путь занял, наверное, раза в два больше времени, чем такое же расстояние в Челябинске. И вот тут я понял, что та серьезная дискуссия на Е1 на тему «Нужны ли контактные педали в городе», о которой кто-то из наших упоминал, и показавшаяся мне тогда странной, здесь очень даже имеет право на жизнь. Когда приходится тормозить и выстегиваться каждые двести метров, да и вообще забыть про скорость 30 км/ч, контакты становятся малофункциональной игрушкой.

В «Дискавери» ожидал приятный сюрприз – стоило только заикнуться, что уже покупал 80-литровый баул, как тут же получил скидку. А они о ней, надо сказать, во всеуслышание не кричат :)

Погрузив на байк купленное снаряжение (купил даже больше, чем планировал :) ) тронулся в направлении «Манараги» – на Комсомольскую улицу. Темп движения получался тот же самый. Да еще дождь разошелся прилично. Похоже, подумал я, местные дорожные службы не знакомы с уличными щетками – дороги не чистятся от пыли и земли, нанесенной колесами, принципиально. Достаточно небольшого дождя – и улицы покрываются жидкой липкой грязью, которая к тому же еще и хорошо брызгается :) В общем, поминая екатеринбургские улицы всеми ласковыми словами, добрался я до магазина «Манараги» и, не встретив там ничего интересного для себя, быстро прикинул кратчайший маршрут к вокзалу и двинулся – тем более что времени оставалось на удивление немного.

Первым делом на вокзале отправился к уборщицам – просить тряпку и кран с водой, так как в грязи вымазался на славу :) Ну, а там уже и электричку на Пермь объявили. Снова неполная разборка, чехол – и скорее на поезд. Хватит с меня екатеринбургских приключений! :)


Дорога на Пермь: на что я подписался?!

Вагон третьего класса – обычная электричка, только сиденья мягкие, а не деревянные. Ну, и места с номерами. Ехать пять с половиной часов. Все места заняты – похоже, много народу на праздники в Пермь собралось. Остановок мало, да и то по минуте. Ладно, как-нибудь переживем :) Дождь все не прекращается. Позади уже остались Первоуральск, Кузино, еще какие-то станции. Поезд идет сквозь горы на северо-запад – подъемы, уклоны, выемки, насыпи... Смотрю на медленно поворачивающиеся за запотевшим окном размытые очертания горных хребтов и перевалов в мутной пелене дождя, на низкие рваные тучи, на пролетающие мимо мокрые сосны, переезды с раскисшими дорогами, сугробы нерастаявшего снега в лесах – и что-то страшно становится: на что я подписался?! У меня ведь даже из обуви – только контактные кроссовки. Это которые с сеточками, и промокают насквозь так же хорошо, как и продуваются... :) Но отступать некуда. Только вперед... :)

Часа за полтора до Кунгура дождь начал редеть, в небе немного посветлело. Потом дождь и вовсе прекратился, и в Кунгуре – пожалуй, самой большой станции на этом пути, был уже почти сухой асфальт. Но и похолодало изрядно. Ну да ладно, лучше уж холод, чем дождь :) Поезд разогнался, выходя на финишную прямую – к Перми, и тут западный край неба прорезала яркая, оранжево-розовая полоса вечерней зари. Смотрю на повороте – а рельсы прямо туда, в эту зарю убегают. Ух, красота, жаль, что фотоаппарата нет... А там, на самом горизонте, на фоне зари, встают уже темные силуэты каких-то башен и колонн, такие маленькие отсюда. И какие-то крохотные белые огоньки выплывают из-за горизонта. Вот она, Пермь, уже скоро. Силуэты города понемногу растут, приближаются...

Город начался быстро – почти без привычных предместий, застроенных частным сектором, только пара пригородных поселков промелькнула – и пошли промзоны, склады и большие дома. Еще десяток минут – и Пермь-Вторая, приехали, стоп. А с перрона уже весело машут две девушки – Аня (Няфка) и Галя (GreenKa), активисты пермского велодвижения. Кое-как, с байком в чехле на плече и с двумя уже рюкзаками, слез я со ступенек вагона. Мы познакомились, тут же начали шутить и смеяться, без всяких расшаркиваний: байкеры – это байкеры, все так и должно быть :) На перроне расчехлил и собрал байк, и в наступающих сумерках мы втроем пешком двинулись к Гале домой – она живет недалеко от вокзала. По дороге продолжалась веселая болтовня – и как же, после целого дня пути, легко и свободно мне было! :)


Пермь: вечерние посиделки

Забросив вещи к Гале домой, отправились мы в ближайший супермаркет, закупаться к ужину. Это местная торговая сеть, называется «Виват». «Пятерочка» тоже есть, но раза в полтора ее меньше, чем у нас. «Дикси» нет совсем. Меня познакомили с «Першиным» – это слабоалкогольный фруктовый напиток такой, вроде как по рецепту русского сбитня. Очень понравилось, ни на что общеизвестное сбитень «Першин» не похож. Делают в Рязани, в Челябинск, как я понял, не поставляют, в Екатеринбург тоже.

За ужином, как водится, начались разговоры и расспросы – о пермском и челябинском велодвижении и, уж конечно, трем байкерам (Аня оставалась ночевать) нашлось, о чем поговорить. :)

Дальше кратко о том, что я успел за эти дни понять о пермском велодвижении.

Велодвижение

Пермское велодвижение намного более массовое и активное, и люди, разделяющие эту страсть к двум колесам, стремятся общаться и собираться вместе, а не кататься своей компанией или сами по себе. Конечно, не все и не всегда, тем более, что Пермь – город сильно разбросанный, но все же этот коллективизм хорошо чувствуется.

Лидеры

Костя (Ludvig) – идейный лидер и вдохновитель ВелоПерми (сайт velo.perm.ru), любитель велосипеда, скалолазания, туризма, посвящающий львиную долю своего времени развитию велодвижения. Очень приятный в общении человек. Категорически против курения и алкорайдинга.

Кроме него, есть постоянно действующая небольшая Команда сайта – модераторы разделов, редакторы, ньюсмейкеры, корреспонденты.

Еще есть группа Активистов – людей, помогающих или руководящих проведением отдельных мероприятий. Раньше, чтобы заработать звание активиста, нужно было как следует потрудиться на нескольких мероприятиях, теперь это уже не так строго. Состав активистов довольно часто меняется – кто-то отходит от активного участия в организации мероприятий, кто-то, наоборот, начинает, но есть и такие, как Аня и Галя, участвующие постоянно.

У актива ВелоПерми есть еженедельные собрания – планируется работа, обсуждаются итоги, думают, как развиваться дальше и делать все лучше.

В общем, в Перми действует уже практически общественная организация велосипедистов. В ближайшее время начнется принятие Устава и официальная регистрация юридического лица.

Народ

Есть небольшая зеленая площадка недалеко от центра города, там стоит памятник Татищеву, основателю Перми. Два раза в неделю, в 20:00, во вторник и четверг, велосипедный народ там собирается – потусоваться, пообщаться, купить-продать железо т.д. Как правило, в сезон всегда кто-то есть. Поэтому, если хочешь провести время в дружеской компании, а вечер не занят – крути «к Татищеву».

Мероприятия

Мероприятий у ВелоПерми много, коротких и длинных. Каждое мероприятие подробно планируется и готовится – иногда одним человеком, который его придумал, иногда работает небольшая команда – как правило, включаются Активисты.

После каждого мероприятия, на еженедельном собрании, устраивают «разбор полетов», вспоминаются и учитываются все проколы и неувязки, чтобы не повторять их на следующем таком же мероприятии.

Из мероприятий: Пермское Кольцо (оно же – открытие сезона), велотрофи, городской велорогейн, велошкола, ночные покатушки, день детства, день рождения сайта, закрытие сезона, всевозможные походы и загородные матрасные покатушки, и много чего еще.

Народу участвует много: например, в Пермском Кольце в этом году – близко к 300. Вообще, если на мероприятии было около 40 человек – считается, что оно провалилось. Вот так.

Звезды

За активное участие в работе велодвижения народу на сайте присваиваются «звезды». Кому-то, возможно, это важно. Мне бы, например, не было. Многих активистов это тоже не особенно волнует. А кто-то и не хочет их вообще получать и включаться в эту игру. Тем не менее, звезды существуют. :)

Велоспорт

ВелоПермь не проводит соревнований. Есть Пермская краевая федерация велоспорта, все соревнования там, в том числе и любительские. Народ ВелоПерми, конечно, в них участвует, кто хочет. Федерация находится с сайтом в дружественных отношениях и размещает свои темы о соревнованиях на форуме, выкладывает Положения.

Категорийный велотуризм

Велокомиссия в Перми есть (какие категории она может выпускать, не знаю), действует в составе Пермской краевой федерации велоспорта. Но категорийные велопоходы в Перми – очень большая редкость, они почему-то не популярны. Года два назад был поход 5 к.с., но это было все ради пиара бренда «Форвард» – так как ходила команда велосипедного завода, Forward Team.

Многие активисты ВелоПерми от меня впервые узнали о категорийном велотуризме. Сначала спорили, зачем все это нужно – можно ведь и просто так пойти, потом заинтересовались. Однако, им заработать справку даже 1 к.с. – нерешаемая задача в рамках Перми, так как нет никого с правом водить группы 1 к.с., то есть прошедшего поход хотя бы 3 к.с.

Спонсоры и внешняя среда

ВелоПермь серьезно работает со спонсорами, как правило, это разные коммерческие фирмы. Спонсорскую помощь предоставляют достаточно охотно: на печать наклеек, футболок, плакатов, листовок, флагов и т.д., дают снаряжение для массовых мероприятий (тенты, палатки). В последнее время, чтобы перевести финансовые отношения со спонсорами на официальную основу, начата регистрация юридического лица.

Есть дружественные организации – например, на праздник дня рождения сайта приезжали ребята – стритеры из команды Forward Team и устраивали показательные выступления по стриту и вообще по велотрюкам.

Пресса

У ВелоПерми есть несколько информационных спонсоров – в частности, некоторые местные телеканалы. Делают репортажи с мероприятий. Были они и на Пермском Кольце, и я даже давал интервью телевидению :) Но об этом позже.

Общая направленность (что-то вроде резюме)

Словом, ВелоПермь видит своей главной задачей популяризацию велосипеда как хобби, как увлечения, и объединение людей, разделяющих это хобби.

Здесь не ставят во главу угла велоспорт – соревнования по дисциплинам не проводятся вообще. Хочешь быть велогоном-любителем – есть на то Федерация велоспорта и ее насыщенный календарь соревнований.

Точно так же, здесь не молятся на велотуризм, в категорийные походы не ходят (хотя и заинтересовались открывшимися возможностями). Если тебе уж так хочется высоких категорий – можно и в Екатеринбурге пойти с группой, это недалеко. Впрочем, может быть, категорийный туризм в Перми и встанет на ноги.

Скорее, здесь выбран третий путь – «велосипед в массы». А это – покатушки, матрасные ПВД, дальние поездки по шоссе в интересные места, городской велорогейн, велотрофи, разные праздники... Каждый велосипедист может найти для себя что-то свое, подходящее. И ему не нужно выбирать между велоспортом и велотуризмом, когда «третьего не дано».

Ну и, разумеется, и спортсмены, и велотуристы, и все остальные вполне здраво общаются и на форуме, и напрямую, на тех же вечерних велотусовках «У Татищева».



Итак, вдоволь наговорившись и распив весь «Першин», ближе к часу ночи байкеры улеглись спать. Рано утром еще один иногородний гость – Олег из Екатеринбурга (ник на Е1 – Белга), давний знакомый девушек.

Я вырубился практически мгновенно :) Завтра – Пермское Кольцо, там начинается самое интересное!


01 мая 2009. Вокруг Перми

Пермское Кольцо – что это такое

Повторюсь кратко, что такое Пермское Кольцо. Это праздник открытия летнего сезона, проводящийся ВелоПермью. В программе два главных события: массовый заезд (не гонка, а, в общем-то, покатушка) вокруг города, по окружным автомобильным дорогам, в общей сложности 100 км, и в середине пути – стоянка на несколько часов, с кострами, играми, конкурсами, общением. После стоянки часть участников уезжает сразу домой, в город, по сходам с окружной дороги, но самые стойкие замыкают кольцо и возвращаются на место старта, к вечеру.

В этом году Кольцо проводилось четвертый раз, то есть этот праздник устраивается с 2005 года. Число участников год от года растет, причем приличными такими темпами.

Как водится, это мероприятие для всех велосипедистов, а не для велогонов только, которых от силы 10% от общего числа участников. Они едут своей группой.

Мероприятие готовится заранее и тщательно: делается реклама, печатаются карты, наклейки, заказываются памятные значки (все – на спонсорские деньги), приглашается пресса. Придумываются игры и конкурсы для стоянки, готовится бивачное снаряжение, подбираются ведущие групп (в соответствии с ПДД, идут по шоссе группами по 10 человек), механики, медики. Просчитывается маршрут, все повороты, развязки, короткие остановки. Словом, все серьезно. Велосипедный народ – в восторге :)


Перед стартом

Кольцо начинается традиционно с небольшой площади у ДКЖ – местного ДК железнодорожников. В 9:00 начинается сбор участников, затем регистрация, в 10:00 стартует первая группа. Как правильные люди, мы встали пораньше, подготовили байки к дороге и двинулись к ДКЖ. Утро было холодное, около 0 C, но сухое и ясное – с погодой явно повезло.

Народу у старта было пока что немного, мы приехали в числе первых. Подтянулся оргкомитет – активисты ВелоПерми, приехал и Костя.

Народ на велосипедах все прибывал, со всех сторон, и Аня с Галей приступили к регистрации – были заготовлены регистрационные листы, и всех прибывших туда записывали, после чего участнику вручалась небольшая карта маршрута, памятный значок и спонсорский подарок – дисконтная карта в магазин.

Я отправился бродить по площади и смотреть на людей и байки :) Вот что мне удалось увидеть.

Кто ездит

Народ собрался самый разный – и студенты, и люди среднего возраста, и семейные пары, и суровые велогоны, и ветераны профессионального велоспорта. Кто-то приехал сам по себе, кто-то с компанией, были и сразу готовые команды, надевшие по такому случаю футболки одного цвета поверх флисовых курток и прочих утеплителей. Команды такие формируются часто из просто общих знакомых, но есть и команды коллег одного предприятия – например, была команда Отдела вневедомственной охраны УВД. Часть людей стояла и общалась по кучкам, кто-то регулировал байки, подкачивал колеса, кто-то, как и я, просто шатался по площади :)

Через площадь проскакал отряд конной милиции – наверное, поехали сопровождать первомайскую демонстрацию.

На чем ездят

Как и в Челябинске, разнообразие брендов большое – «Мериды», «Скотты», GT, и много чего еще. «Треков» немного. Большая доля «Форвардов» – как-никак, здесь ведь велосипедный завод, попадаются и «Форматы» – экспортная версия «Форварда», которая с нынешнего года на внутренний рынок больше не поставляется, к досаде местных байкеров, так как машина, как я понял, вполне достойная.

Контактные педали

Байков с контактными педалями насчитал всего несколько штук, остальные на топталках, а ветераны «старой закалки» ездят с туклипсами. Этим ВелоПермь сильно отличается от Велочела, где каждый второй форумчанин считает делом чести пересесть на контакты в ближайшее время, если уже не пересел. Почему контакты тут не популярны – непонятно. Хотя, возможно, дело именно в массовости ВелоПерми, а большинство народа все-таки не катает так, как те люди, которые пришли к необходимости пересадки на контакты. Впрочем, активисты, катающие стабильно и много, понемногу на контакты переходят.

Девушки

Разительное отличие от Велочела – девушек очень много. Процентов сорок, а то и половина. Девушки самые разные по опыту – и «одетые по всей форме», и в обычных спортивных костюмах, и даже в джинсах и свитерах, хотя Леди Смерть (одна из активистов ВелоПерми и также одна из медиков на Кольце) в джинсах ездить им очень не советовала :) Конечно, большинство из них – ни разу не велогоны и даже не лоси. Зато они есть :)

Впрочем, девушки-активисты ВелоПерми ездят со скоростью 30-35 км/ч, берут, не моргнув, уклоны в пределах 10% (которых в городе полно), и вполне могут проехать и 200 км за день. И в железе разбираются – ну, может быть, втулки сами и не перебирают, но «технической беспомощности» нет и в помине.

Шлемы

Шлемы носят многие, хотя и не большинство. Причем в шлемах ездят не только суровые райдеры, но и «простые смертные». В том числе и самые обыкновенные девушки, которые в лосизме и велогонстве никогда замечены не были.


Шла вторая половина десятого. Людей и велосипедов была уже полная площадь, и участников оказалось намного больше, чем ожидали, несмотря на то, что из-за погоды (традиционного последнего воскресенья апреля) Кольцо перенесли на 1 мая, после чего многие форумчане сообщили, что приехать не смогут. Двести приготовленных памятных значков уже разошлись, кончались и регистрационные листы, а к Ане и Гале все стояла очередь байкеров. Когда потом подсчитали, оказалось, что зарегистрировалось на площади больше 270 человек! Да еще потом, в пути, присоединялись люди из отдаленных районов, мимо которых проходили колонны – они не поехали на старт из-за большого расстояния (город растянут вдоль Камы на 60-70 километров).

В этом году не развешивали объявления о Кольце в вузах, и оказалось, что это к лучшему – иначе на старт явилась бы такая толпа, что не хватило бы ведущих для групп.

Костя в мегафон объявил сбор на общую фотографию. Народ в несколько рядов расположился на ступенях Дворца культуры. Впрочем, ступеней не хватило, поэтому стояли еще справа и слева от них. Костя сказал краткое приветственное слово, сообщил о том, что сегодня участвуют гости из Екатеринбурга и Челябинска, на что собравшиеся ответили восторженным визгом :) После этого еще раз напомнил о правилах поведения на дороге и езды в группе, представил центрального и замыкающего механиков и медиков.

Пришли фотокорреспонденты местной прессы, приехало телевидение.

После общей фотографии стали разбираться по группам, примерно по 10 человек – ведущие получили красные нарукавные повязки, группы собирались вокруг них по желанию, ведущие говорили подходившим, с какой скоростью собираются ехать, чтобы люди могли выбрать. Меня определили к Егору (Егорko) – редактору сайта, в группу средней скорости. Половина группы состояла из девушек, лосей не было – на контактах был только я.

Ведущими в этом году были и активисты ВелоПерми, и команда сайта, и набранные из форумчан (делалось такое объявление на форуме, потом еще им заранее проводился инструктаж). Замыкающую группу вела девушка, Лиля (Лисена) – тоже из активистов. Собиралась вести группу и Аня, если бы не хватило ведущих (их хватило, поэтому Аня поехала не по общему маршруту, а кратчайшим путем к месту большой стоянки с частью активистов – готовить ее к прибытию групп).


Поехали!

Объявили подготовку к старту. Сформированные группы начали подтягиваться к стартовой черте, в порядке убывания их скорости: первыми – лоси, замыкающими – группа Лисены. Мы оказались где-то в середине. Всего получилось около двадцати пяти групп.

Костя стоял у черты и командовал старт каждой группе, с небольшими интервалами. Подошла и наша очередь. Построились на старте в линию и по команде, набирая скорость, двинулись через парк к выезду из города. Скоро выехали на Парковый проспект. Здесь вся колонна Кольца остановилась, группы стояли вдоль обочины с интервалами в несколько десятков метров – на перекресте был светофор, поэтому вперед продвигались по очереди. Понемногу подкатились мы к этому перекрестку, дождались зеленого сигнала и, наконец, поехали без задержек к Камскому автомобильному мосту, на западной оконечности города. Скорость установили небольшую, около 20 км/ч, все-таки лосей в группе нет. Я пошел вторым, вслед за Егором.

Костя, отправив со старта последнюю группу, помчался вперед, обгоняя всех, чтобы успеть на большую стоянку до прибытия основной массы народа – ездит он быстро.

Кольцо началось!


Дорога вдаль и вдаль ведет...

Группа держалась вместе, начало пути прошло без приключений. Правда, выяснилось, что показывать рукой повороты, и при этом не терять управление, умеют не все, поэтому часть людей повторять сигналы идущего впереди вскоре перестала.

Впереди показался громадный Камский мост, группы медленно взбирались на подъем к его южному концу, сократив интервалы и, насколько хватало глаз – весь правый край дороги впереди был занят велосипедистами.

Вкатились на мост и мы, поехали к его северному концу. Действительно, огромное сооружение, около двух километров длиной, высота над водой – несколько десятков метров. Я смотрел налево, на восток – великолепная панорама Перми! Правда, не все видно в подробностях, из-за расстояния – но масштаб впечатляет, до самого горизонта уходят городские кварталы и заводские корпуса, перемежающиеся лесами, и даже из-за горизонта, из-за лесов, поднимаются высотные здания.

После моста дорога, пройдя несколько поворотов и горок, повернула к востоку и пошла через сосновые боры – городские леса. Начинался длинный участок пути, до плотины Камской ГЭС, составлявший немного меньше четверти дистанции.

Я ехал и думал – какая жалость, что такой дороги нет в Челябинске, одно удовольствие катать тренировочные кольца по таким местам!

Мы по-прежнему ехали, не торопясь, стараясь держаться вместе, поджидая отставших. Тем временем, многие группы, состоявшие из новичков, не смогли удержать строй и начали растягиваться. С этим ничего не поделаешь. Тем более, что многие новички посчитали себя уже «средними» и присоединялись на старте к группам с соответствующей скоростью. А на деле оказывалось, что эту скорость они не тянут, особенно на длинной дистанции.

Все же мы старались такие группы не обгонять, а держаться на своем месте в общей колонне, растянувшейся по шоссе на десяток километров.

Правилами разрешалось менять группу только на промежуточных стоянках. Но в реальности выполнять его не очень получалось: отставшие новички часто уже не могли догнать свои группы и пристраивались к следующим группам, катившимся медленнее.

Навстречу попадались одиночные велосипедисты – видимо, не поехавшие на Кольцо, а катавшиеся сами по себе. Мы друг другу приветственно махали и улыбались, ощущая себя единомышленниками в этой атмосфере праздника и весны :)

К нам присоединилась семья, с сыном лет двенадцати – три человека, они отстали от другой группы.

Сохраняя строй, мы шли вперед, на промежуточных стоянках надолго не задерживаясь: десять, максимум пятнадцать минут – и дальше. Дорога повернула на северо-восток, потом на север, повторяя изгиб Камы, и пошла под уклон. Скорость прибавили, сосновый бор кончился, и показались многоэтажки Гайвы – микрорайона на северной оконечности города, у западного конца плотины Камской ГЭС. Там, в сквере у въезда на плотину, была назначена одна из промежуточных остановок. Это примерно тридцать километров от старта.

В сквере, уже заполненном участниками Кольца, отдыхали примерно полчаса – девушкам, не имевшим большого опыта, такое расстояние оказалось немаленьким, а вперед, до большой стоянки, ехать было еще столько же. Я пошел смотреть с набережной на плотину и электростанцию. Построенная в 1950-х годах, она по-прежнему остается грандиозным сооружением. В эти дни уровень воды еще не дошел до максимума, поэтому еще не был открыт сброс воды через плотину. Мне сказали, что, когда проводят сброс воды, здесь очень красиво, целый водопад.

Закончили отдых и покатили вперед, по плотине, на восток. Навигация на реке еще не открылась, поэтому судов ни в шлюзе, ни около него я не увидел.

Проехали плотину, снова углубились в городские кварталы на противоположном, городском берегу. Сделали короткую остановку и поехали дальше, на северо-восток, к северному выезду из города. Снова начались леса, но теперь еловые, дорога повернула на юг – это был Восточный обход. Здесь, километрах в двадцати пяти впереди, была поляна большой стоянки.

В пути группа разделилась – часть народа попросила разрешения ехать вперед, так как силы еще были, Егор и я остались с остальными, которые ехать быстро не могли. Мы снизили скорость до 15 км/ч, разгоняясь только на спусках. Конечно, мне было как-то непривычно ехать с такой скоростью – но надо держаться в группе.

Нас догнал джип местного телевидения. Выставили камеру из двери, над дорогой, и начали снимать нас на ходу во всех ракурсах – и снизу, и сбоку, и спереди, и сзади :) Наснимавшись, уехали вперед, к стоянке.

Велокомпьютер неторопливо отсчитывал километры. Подъемы, спуски, повороты... То насыпь, то выемка. По сторонам – еловый лес, кое-где между деревьев снег. На откосах дороги понемногу трава появляется. И, наконец, когда было пройдено шестьдесят километров, мы увидели съезд на поляну. Приехали, большая стоянка!


Большая стоянка

На опушке елового леса горели костры, были натянуты несколько тентов, на случай дождя. На краю поляны стояли два автомобиля местных телеканалов. По поляне бродили и стояли кучками доехавшие байкеры – но, так как не все группы еще прибыли, программа не начиналась.

Найдя себе участок посуше (снег здесь только недавно сошел) развели свой костер, составили байки и отправились бродить по поляне, жарить сосиски на общем костре и общаться.

Тем временем подъехали остальные группы, и программа началась. Были разные конкурсы на велотематику – и объяснить термин жестами, и на самого медленного велосипедиста (дистанция 3 метра), и бросание покрышек на колышки, и «носороги» - всего не запомнишь :) Словом, было весело. Победителям были призы – велозапчасти и принадлежности.

Две съемочных группы рыскали туда-сюда по поляне и отлавливали народ для интервью – активистов, организаторов, участников. Особую охоту устроили на двух иногородних гостей, то есть на Олега и на меня :) Словом, дал я интервью пермскому телевидению, рассказал, как я сюда собрался, как гостеприимно меня встретили, и как мне здесь понравилось :)

Как потом узнал, о Кольце рассказывали и по пермскому радио, сообщили и про то, что в этом году были гости из Екатеринбурга и Челябинска.

Потом пошел дальше смотреть программу, как раз началась игра «Носороги» – это когда тебе сзади воздушный шарик привязывают, а на лоб канцелярскую кнопку приклеивают, и надо у других «носорогов» шарики продырявить, а свой сохранить. :) В итоге героем дня стал 12-летний мальчишка из той семьи, что к нам присоединилась – он получил насос.

Номер программы был последним, поэтому вскоре мы стали собираться ехать дальше. Часть группы отделилась и поехала в город кратчайшим путем с места стоянки – торопились по делам. По традиции, разъезд после стоянки в разные стороны не возбраняется. Мы решили продолжать путь, как положено, и замкнуть Кольцо полностью. Приключения, как оказалось, нас только и ждали.


В трех соснах

Итак, с остатками группы мы выехали на дорогу и покатили дальше. Больших горок не было, наоборот, рельеф в основном пошел под уклон, поэтому ехалось легко. На одной из развилок все оставшиеся участники группы повернули в город, мы вдвоем с Егором поехали прямо. Догнала нас другая группа, сформированная из остатков прежних уже на стоянке, и состоявшая полностью из девушек, кроме ведущего, решили дальше ехать вместе.

Едем два, три, пять километров – и начинаем замечать, что дорога-то, скорее всего, ведет в сторону от города. А ни каких-то указателей, ни ориентиров нет – сельская местность, маленькие поселки, вот и все. Остановились, стали звонить другим ведущим – телефоны у кого не ловят, у кого аккумуляторы сели, у кого баланс на счете нулевой. В порядке оказался только мой телефон, дозвонились, получили указания. Пытались включить GPS на КПК у ведущего второй группы, но то ли спутников мало, то ли приемник слабый, но ничего вразумительного на карте не увидели.

Вышло так, что где-то мы просмотрели поворот, потом свернули не туда, и теперь удаляемся от города. Развернулись, поехали назад – километра через три увидели автомобильный мост над нашей дорогой. Похоже, Восточный обход. Полезли наверх, на дорогу, по насыпи. Влезли, осмотрелись – вокруг поля да перелески, города не видно. И я, собираясь в Пермь, ну как назло, свой магнитный компас не взял, подумал – зачем он мне там, в городе, да и не один же буду. Поехали дальше по Восточному обходу, прикинув прежнее направление при выезде со стоянки – вроде в ту сторону. В общей сложности, потеряли около часа.

Дорога пустая, ровная – разогнались до 30-35 км/ч и понеслись завершать Кольцо, оставалось около четверти дистанции. Пока что Восточный обход узковат, но его расширяют, и в скором времени это будет автомагистраль с раздельными встречными полосами движения. Вот тогда хорошо ездить будет. Пока же приходится осторожничать с машинами.


Финиш

Больше никаких происшествий не случилось, въехали в город, и благополучно доехали на место старта. У ступеней Дворца культуры увидели вернувшихся участников Кольца – мы приехали почти последними. Доехало до конца человек шестьдесят-семьдесят из двухсот семидесяти стартовавших. Здесь тоже устроили общую финишную фотографию, попрощались со всеми и потихоньку разъехались по домам.

Про Кольцо, как и в прошлом году, сделают фирменный DVD, со всеми фотографиями и видеофрагментами. Туда же запишут репортажи пермских телеканалов. Мне подарили DVD с Кольца 2008, с нынешнего обещали прислать по почте, как будет готов.


Вечером

Добравшись до дома Гали, оставили байки и рюкзаки у нее и снова наведались в уже знакомый «Виват». Купили разных слабоалкогольных напитков типа «Першина» и пива и пошли отмечать завершение Кольца. Где-то за полночь кто-то уехал домой, остальные улеглись спать.



02 – 04 мая 2009. Пермь и окрестности

Велоэкскурсии

Назавтра, утром, наиболее активная часть ВелоПерми уходила в двухдневный ПВД, но, так как заранее я этого не знал, то и не прихватил никакого снаряжения. Поэтому остался в городе. Два дня мы крутили педали по городу с ребятами – в первый день с Егором, второй день с еще одним Костей (Kostian).

Город очень разнообразный, посмотрели много интересного, и еще столько же не успели. Но, если это подробно описывать здесь, получится скучно, нужно ехать и смотреть самому :)


Хохловка

На третий день поехали на автобусе в поселок Хохловку c Лилей и Денисом (GwinBleid), смотреть музей деревянного зодчества Прикамья. Тоже много интересного. Впрочем, мы не только смотрели, но и дурачились, приводя в веселый шок бродившую там же группу иностранных туристов :) День прошел весело.


Домой

Из Перми уезжать не хотелось, но что поделаешь, пора. В ночь на 5 мая я уехал прямым поездом до Челябинска. Аня и Галя провожали на перроне. Звали приезжать еще. Я думаю, что в июне поеду снова, у ВелоПерми там должны быть интересные вещи.

До дома добрался без приключений. Разве что было непривычно, после холодной погоды в Перми, сразу попасть в тепло на Южном Урале. Даже не верится, что тут на 1 мая все снегом засыпало – в Перми было хоть и холодно, но сухо, разве что изредка снег шел, но ненадолго, минут на пятнадцать.


Наблюдения и выводы

За все эти пять дней, общаясь с ребятами, многое я узнал о жизни пермского велодвижения, но меня интересовала не только организационная сторона, но и, так сказать, внутренний дух движения, то, что по-английски называется spirit.

Вот что я заметил.

Байкеры

Велосипедистов в Перми, как мне показалось, больше, чем в Челябинске, но не в разы – примерно процентов на тридцать. Причем дедушек-садоводов на скрипучих «Уралах» – совсем малая доля, основная масса – молодежь и люди средних лет на современной технике, даже если не всегда высокого уровня.

Впрочем, теперь, когда стало тепло, я на улицах Челябинска вижу не меньше велосипедистов, чем видел в Перми. Но, возможно, там их стало теперь еще больше :)

Дороги не такие широкие, как у нас, но и до екатеринбургского ужаса далеко. Часть байкеров ездит по дорогам, многие – по тротуарам.

Велосипед реально популярен, катаются целыми семьями, а уж парами – само собой разумеющееся дело.

Автомобилисты

По словам байкеров-автомобилистов, пермские автовладельцы весьма невежливы на дороге – и друг с другом, и с велосипедистами, и с пешеходами. Даже на обозначенных знаками переходах пропускают очень неохотно, едут и даже не останавливаются. Сам испытал.

Услышал от тех, у кого знакомые бывают в Челябинске по работе, что наши автомобилисты на них производят очень приятное впечатление. Сначала, зная наши нравы, не поверилось. Но, когда покатал по Челябинску несколько дней спустя после возвращения, понял, что ребята были правы – наши автомобилисты куда как лучше. А уроды – они везде есть.

Веломастерские

Что меня удивило – при такой численности велосипедистов в городе люди жалуются, что практически нет нормальных веломастерских. Мастерская всего одна, да и то механик, Андрей (Black-King) – тот, что был центральным механиком на Кольце, часто сидит без работы. При спортивных магазинах, если я правильно понял, серьезного сервиса нет, только настройка да регулировка. Как люди из положения выходят – непонятно.

Чейн

С chainreactioncycles.com народ, как и у нас, тоже активно заказывает железо, но каждый сам по себе, или группируясь вокруг того, у кого есть Visa Classic или Gold.

Общение на форуме

ВелоПермь – форум, хорошо известный в велосипедной среде, и объединяющий всех байкеров – туристов, велогонов, покатушечников… Как правило, человек, заведя себе байк, когда начинает искать компанию (если ее не было раньше), первым делом регистрируется в форуме, а уж там находит себе близких по интересам и месту жительства людей.

У нас же на Велочеле, при сравнимой численности велосипедистов в городе, и однозначно лучшими дорожными условиями для катания, на форуме зарегистрирована, мне кажется, очень малая их часть. Остальные предпочитают кататься в своей компании или самостоятельно. И на форум приходить вообще не собираются.

Активность

У пермского велодвижения есть лидер и группа активистов. Но, я думаю, одного этого для такого успеха было бы недостаточно. Форумчане хотят проводить время вместе, и поэтому очень настойчиво просят актив движения устраивать как можно больше мероприятий. Например, снова просят сделать летом «Велошколу».

Активисты даже жалуются, что уже не хватает ни людей, ни рук на все. Ведь это не так просто, как кажется со стороны – разработать и организовать мероприятие с самого начала.

Но любое объявленное мероприятие подхватывается форумом «на ура». Конечно, не все участвуют – есть у людей другие дела, заботы, кому-то данное мероприятие может быть неинтересно. И все же в участниках недостатка нет.

Словом, у народа ВелоПерми просто другая расстановка приоритетов.

В гости к ВелоПерми

Думаю, имеет смысл поехать в гости в Пермь компанией побольше, чем в одну каску, ребята так и приглашали. Там нашему велодвижению на самом деле есть, на что посмотреть и чему поучиться.

Гостям будут рады, встретят очень хорошо, время пройдет весело и интересно. Если поедем – не пожалеем! :)



16.05.2009
©Сергей Пронькин (Sergey1505)




Статья обсуждается на форуме.